110

вернуться

Рабинович Елена Георгиевна
Мифотворчество классической древности: Hymni Homerici. Мифологические очерки

 

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ. Рождество

Набор праздников каждой культуры в основном совпадает со списком ее структурообразующих принципов - недаром часто культуру можно опознать по одному-единственному празднику, будь то Великие Дионисии или День Благодаре ния. Поэтому трудно не согласиться с назидательным утверждением одного из православных сайтов: "Помните, православный календарь - это не просто повторяющиеся циклы религиозных праздников, он в первую очередь хранитель того, что лежало в первооснове православия", - другое дело, что сказанное касается любого календаря. При этом, во-первых, у календарных праздников есть постоянное место в году, нередко даже постоянная дата, а во-вторых, всем календарям присуща ориентация на солнцестояния, к одному из которых обычно подверстано новолетие. Связь нового года с солнцем достаточно универсальна: при переходе от старого года к новому обновляется (заново творится) космос, что неизбежно ассоциируется с "победой над тьмой и приобретением солнца как награды", хотя под солнцестоянием не следует, конечно, понимать его астрономически точный момент, так как при непосредственном наблюдении долгота светового дня ощутимо прибавляется или убавляется не сразу.

Созданный александрийским математиком Сосигеном календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем, по которому и называется Юлианским. По сути то была отредактированная версия прежнего календаря, где тоже имелись январь, февраль, иды, ноны и прочее, однако старый римский год был короче солнечного, что вызывало необходимость время от времени прибегать к вставным месяцам - и от этого неудобства Цезарь с помощью Сосигена наконец-то избавился. Юлианский календарь действовал на всем подвластном Риму пространстве, не отменяя местных календарей, что соответствовало культурной политике Империи, которая была своего рода "оболочкой" Римского мира, в значительной мере сохранявшего свое этнокультурное разнообразие,- при том, что эффективность взаимосвязей огромной системы обеспечивалась некоторым набором общезначимых принципов, и главным из них была res publica populi Romani, жившая, конечно, по Юлианскому календарю.

Начало строительства Империи лишь на несколько десятилетий обогнало начало строительства Церкви, и возрастающее число христианских общин можно считать постоянной характеристикой Римского мира после Августа. Пасху и праздники "великого пасхального круга" христиане рассчитывали, как и теперь, по особым правилам, а в прочих отношениях следовали имперской традиции, так что используемый общиной календарь зависел и от большей или меньшей близости этой общины к ветхозаветной традиции, и от принятого в данной местности деления года, и от прочих факторов. Так продолжалось до 325 года, когда стараниями Константи на Никейский собор не только (пусть на уровне декларации) унифицировал христианскую догматику, но и принял Юлианский календарь как общеобязательный для всех христиан.

Ссылки:

Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией "мирового древа" // Труды по знаковым системам. Вып. 5. Тарту, 1971. С. 31.
Hannah R. Greek and Roman Calendars: Constructions of Time in the Classical World. London, 2005 (гл. 6 - о судьбах Юлианского календаря).
Иванов К. Дата Рождества Христова согласно историческим свидетельствам // Церковный вестник. 2000. № 12

Римский год начинался вскоре после зимнего солнцестояния (1 января вступали в должность новоизбранные консулы), однако с 272 года н. э. зимнее солнцестояние знаменовалось также главным всеимперским праздником в честь главного всеимперского божества, Непобедимого Солнца (Sol Invictus), рождение которого отмечалось в ночь с 24 на 25 декабря, как и рождение отчасти тождественного ему Митры, чьи мистерии были распространены чрезвычайно широко. Рождество Христово праздновалось тогда христианами не повсеместно, но если праздновалось, тоже тяготело к зимнему солнцестоянию (с которым так или иначе ассоциировалось Богоявление) и нередко справлялось 6 января по Юлианскому календарю. При преемниках Константина празднование Рождества становилось все распространеннее, пока наконец в 431 году на Ефесском соборе не было узаконено и - опять-таки официально - назначено на всё то же 25 декабря, хотя на деле это случилось еще в IV веке, когда богослов и астроном Дионисий Малый, работавший по поручению Папы Юлия, избрал 25 декабря датой Рождества Христова.

Важно отметить, что 25 декабря (как и в иной день) Рождество именно праздновалось: никто не утверждал, будто это день рождения Иисуса Христа, как никто не утверждал подобного об отмечавшемся уже с III века Рождестве Иоанна Предтечи, а несколько позднее - о Рождестве Богородицы; названные три Рождества не считались историческими датами и справлялись исключительно "в воспоминание события" рождения. Правда, у евангелиста Луки (Лк. 1:26-44) Благовещение случается "в шестой месяц" и как раз тогда Иоанн впервые "взыграл во чреве", - то и другое произошло, следовательно, примерно в марте или в апреле. Однако даже если вычислить этот месяц по Юлианскому календарю, в нем останется четыре недели, и описываемые события могли совершиться в любую из них, а значит, из евангельского свидетельства можно умозаключить только, что Иоанн родился летом, а Иисус зимой, так что выбранная для "воспоминания события" дата останется более или менее произвольной. И верно, дата Рождества Христова была назначена наперекор главному языческому празднику, будучи своего рода экспроприацией дня рождения Непобедимого Солнца и/или Митры - этого не отрицали в свое время отцы Церкви, не отрицают и современные христианские богословы.

Экспроприация дат производилась по тем же причинам, по каким храмы переделывались в церкви - для искоренения двоеверия при сохранении основных параметров доставшегося по наследству концептуального универсума, ибо populus Romanus преобразился теперь, не сдвигаясь с места, в populus Christianus. Так как пространство у государственной Церкви и у Империи было общее и так как находящиеся в этом пространстве пригодные для храмов места в большинстве случаев уже были заняты храмами, концептуальное освоение пространства естественно предполагало перепосвящение храмов - как предполагало, например, особое положение римского епископа. Однако календарь, как и всё, относящее ся ко времени, не обладает пространственной наглядностью: акрополь - он и есть акрополь, Рим - он и есть Рим, а "23 нисана" не втиснуть в какой-нибудь анфестерион или таргелион, потому что еврейский и греческий календари принадлежат непересекающимся годовым циклам. Иначе говоря, если бы Никейский собор не принял Юлианский календарь, назначить 25 декабря Рождеством было бы невозможно просто ввиду отсутствия понятной всем христианам даты "25 декабря": сначала нужно было совпасть во времени, приняв действующий (пусть языческий по происхождению) календарь, и только затем можно было этот календарь преобразовывать, - зато едва Никейский собор необходимое совпадение обеспечил, можно было назначить Рождество на любую дату.

.......................................

ISBN 978-5-89059-124-1
Издательство Ивана Лимбаха, 2007

Редактор И. Г. Кравцова
Корректор П. В. Матвеев
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов

Переплет, 472 стр.
УДК 82.01 ББК 84(0)3+83.3(0)3 Р12
Формат 60x841/16 (150х205 мм)
Тираж 1500 экз.

Книгу можно приобрести