вернуться

Отзывы читателей

 

Виктор  

Дневник ассистента Германа и Фоменко

Сложно подобрать слова лучше, чем это сделал Юрий Борисович Норштейн в своём вступительном слове к книге. Да и составитель аннотации емко и точно охарактеризовал этот дневник. Не буду вступать с ними в соревнование, дам лишь несколько личных впечатлений.  Публикация отрывков "Яблока" на сайте "Сеанса" под заголовком "Герман -- человек Божий" сразу привлекла внимание и заставила ждать выхода книги в печати. И вот толстый томик в руках. Прочитан на одном дыхании. У Руматы, помнится, был обруч с камнем -- экшн-камерой, как принято сейчас называть. Кажется, что автор "Яблока от яблони" таким же "чудесным обручем" снял, а затем смонтировал фильм и переложил словами на бумаге. Герое книги не два (Герман, Фоменко), их больше. Без именного указателя не сосчитать. И каждому уделено внимание, каждый согрет сердечностью автора.


Историк театра Алексей Бартошевич о книге Алексея Злобина «Яблоко от яблони» и о том, как «практикам» сцены порой удается написать о театре лучше «теоретиков»: 

«Ничего дурного не хочу сказать о моих милых коллегах-театроведах, но по моим многолетним наблюдениям самый красноречивый и образованный критик не может с такой профессиональной точностью передать смысл спектакля и каждой его детали, как актер или режиссер. Этот взгляд изнутри театрального процесса способен открыть такие стороны режиссерского и актерского искусства, какие нашему брату (сестре) часто и не снились. А если профессионал сцены к тому же еще и одарен литературно, то выходящие из-под его руки произведения могут дать театроведу сто очков вперед. Приведу два свежих примера: это книга Михаила Левитина "В поисках блаженного идиотизма" и только что вышедшая книга актера и режиссера Алексея Злобина "Яблоко от яблони". Характерно, что обе они посвящены Петру Фоменко: Левитин был его близким другом, а Злобин – учеником. Кто хочет почувствовать творческую и человеческую суть ушедшего от нас театрального гения, пусть прочитает эти книги. О Петре Фоменко написано много, но на мой взгляд эти книги двух талантливых практиков сцены – лучшее из всего, что вышло. Монументальный труд Злобина (монументальность объема ничуть не мешает обаятельной легкости текста) содержит в себе два портрета: кроме Фоменко речь тут идет о другой великой фигуре – Алексее Германе, с которым автору тоже посчастливилось работать. Вот уж поистине счастье! Отблесками этого счастья полна замечательная книга Алексея Злобина».

Константин Арбенин

Facebook

Я счастлив, что не разминулся с этой книгой, не отложил её на потом, не поставил на полку. Стал читать сразу – и сразу заболел. Прямо занозой какой-то вошли в меня – её рефлексия, её критическое самопознание, её отчаяние и свет. Её лирический герой оказался для меня даже интереснее, чем мастера, у которых он работал ассистентом. Жизнеописание невезучего человека, которому безумно повезло… Болея, я ловил себя на ощущении, что автор, двигающийся совсем другой дорогой, прожил очень созвучные приключения и пришёл к рифмующимся выводам. А порой я задумывался о том, что мог и вовсе пережить нечто подобное, почти идентичное, не прими я в своё время решение НЕ ПОСТУПАТЬ, а чуть позже – не откажись я от предложения работать в киногруппе Сокурова…. Бывает «информационный повод», а это – ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОВОД продолжать движение, искать дальше, двигаться вглубь. Не буду даже никому рекомендовать «Яблоко» – я ведь примерил болезнь только на себя, и мне она подошла. Другим – не знаю, право... Она ещё и осложнения даёт – в виде мыслей, желаний, идей, замыслов… В общем, спасибо Алексею Сычёву за непростой подарок. Спасибо Алексею Злобину за опровержение законов. Как говорят у нас в сети: благодарности пост!


Елена Богомолова 

Это магнетическое большущее Яблоко, переданное столькими заботливыми руками и, вероятно, 
оттого еще больше заряженное, наконец-то у меня!!. И я иду с Ним в обнимку по Питеру и все мне завидуют)) - так кажется  :) ... 
А первый же навскидку открывшийся текст - ответ на многие вопросы.. Чита-ать.. смаковать!!

Ланка Гордон 

Я встретила эту книгу случайно. Обычно это говорят про людей - я встретился с ним случайно , и с тех пор моя жизнь.. А я вот случайно встретилась с этой книгой. 
Я взяла её в руки, и она уютно устроилась навсегда в моей жизни. И не потому, что она написана моим другом. 
А потому что она честная, искренняя и настоящая. Сейчас то и людей таких мало встречается, а уж книг и подавно. 
Вечерами я бросаю все дела и погружаюсь в неё целиком , взахлёб, с голодной жадностью забывая, что есть шумный мир и сиюминутная жизнь...

Давно хотел это сказать, но случая не было. А теперь представился. Режиссер Алексей Злобин (Alexey Zlobin) получил премию «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков за книгу «Яблоко от яблони: Герман, Фоменко и другие опровержения Ньютонова закона» (Издательство Ивана Лимбаха, 2016), читать которую было счастьем. Есть такое счастье читателя, когда тебе хорошо с книгой, когда по-настоящему затягивает, по-настоящему жутко и смешно, и как-то ты вроде бы летишь на словесной тяге, и даже не сказать, что читаешь, а скорее видишь и слышишь, и дышишь медленнее, и забываешь о времени, а потом понимаешь, что его прошло много, потому что тело твое затекло и снова ощущать его приятно. В этой книге моего ровесника столько внешних и внутренних событий, что мне, с моей «бессудебностью», хватило бы на три жизни. В ней много смешного, хотя, по сути, она страшная. 

Илья Пантелеев

Сон и явь молодого режиссера или трудно стать боком