690 р.

вернуться

Надар
Когда я был фотографом

 

Надар был удивительным человеком, сочетавшим в себе  детский азарт первооткрывателя, тонкий художественный  вкус (если  не  сказать  чутье),  болтливость  и  хвастливость  простого  бюргера  с  проницательностью  заправского  бизнесмена.  И  все  эти  черты  нашли  свое  отражение  в  книге.  На  первый  взгляд,  «Когда  я  был  фотографом»  можно  причислить  к  представителям  специфического  жанра  изящного  словоблудия.  Книга  состоит  из  12  историй:  Надар  то  фотографирует  знаменитые  парижские  катакомбы, впервые используя искусственное освещение;  то  перечисляет  заслуги  своих  фотографических  предшественников;  то  абсолютно  голым  поднимается  на  полусдутом  воздушном  шаре,  чтобы  наконец  суметь  сделать первый в мире кадр с воздуха; то случайно отдает  официальный  посмертный  портрет  не  той  скорбящей  женщине – и так далее. Но  на  самом  деле  за  всеми  этими  зачастую  довольно  хвастливыми  байками,  барочными  конструкциями  и  гипнотическими  перечислениями  имен  кроется  тонкий  и  чуткий  анализ  уходящей эпохи, его эпохи.  Надар  был  человеком  XIX  века,  пусть  прогрессивным,  чутким  ко  всякого  рода  изменениям  и  несомненно  предприимчивым,  но  все  же  не  так  уж  сильно  опередившим  свое  время,  как  иногда  принято  полагать.  Разные главы были написаны в разное время, но целиком  книга была издана ровно на рубеже веков, Надару к тому  моменту  было  80  лет.  Он,  конечно,  прожил  после  этого  еще 10 лет, но все равно уже тогда четко понимал, что его  время подходит к концу – как его собственная жизнь, так  и  его  эпоха.  ХХ  веку  он  не  принадлежит.  Возможно,  отсюда –  ненавязчивый  трагизм  заголовка  «Когда  я  был фотографом»,  на  самом  деле  не  до  конца  соответствующий  вполне  жизнерадостному,  хотя  и  ностальгическому, тону заметок.  У Надара получились не мемуары в привычном смысле слова, а скорее эпитафия уходящей эпохе,  но одновременно и путёвка в эпоху наступающую. Этим текстом он одновременно провожает XIX  век и напутствует тех, кто отправляется в век ХХ.  На  протяжение  ХХ  века  книгу  «Когда  я  был  фотографом»  осмысляли  такие  люди,  как  Вальтер  Беньямин,  Ролан  Барт,  Розалинд  Краус  и  Андре  Руйе.  Сегодня,  с  высоты  века  XXI,  мы  можем  воспринять  текст  Надара  не  только  как  самостоятельное  произведение,  но  и  в  контексте  тех  процессов, у истоков которых он стоял. 

ISBN 978‐5‐903974‐15‐3
Клаудберри, 2018