249

вернуться

Серия Orbis Pictus
Комплект из 5 книг

 
Игорь Гулин
Продающаяся единым комплектом изящная серия из пяти маленьких книг об искусстве. Напрямую книжки между собой не связаны, но довольно плотно рифмуются. Самое любопытное здесь позднее эссе Ролана Барта "Арчимбольдо, или Ритор и маг". Философ анализирует знаменитые составные головы итальянского живописного трюкача XVI века как попытку создания поэтического языка средствами живописи, систему метафор, в которых вещи (овощи, рыбы и пр.) становятся словами и требуют от зрителя не созерцания, но чтения. Парой к Барту выступает другой французский текст — "Зачарованный взгляд" Жоржа Перека, тоже посвященный разного рода иллюзиям, живописным обманкам, ловушкам, которые искусство расставляет взгляду человека. Как всегда у Перека, череда формальных парадоксов приобретает оттенок язвительно-лирической печали. Книга Григория Амелина тоже посвящена великому живописному парадоксу — "Менинам". Подробно анализируя каждый элемент полотна Веласкеса, Амелин описывает его как сверхкартину, дробящую границу между холстом и реальностью на бесконечную сеть отражений. Другому столпу европейской живописи посвящена книжка Петра Вайля "В начале. Джотто". Как легко догадаться, главное тут даже не размышления об истоках итальянского искусства, а сам дух остроумной интеллигентной беседы, петляющей между живописью и едой, архитектурой и религией. Наконец, мостик к недавним временам перекидывает книга Екатерины Андреевой "Орден непродающихся живописцев" об одном из самых интересных явлений ленинградского андерграунда — круге Александра Арефьева. Об "арефьевцах" принято говорить как о богемных смутьянах, гениальных халтурщиках, однако Андреева заставляет увидеть в них прямых наследников классической европейской традиции.

Коммерсант

Ольга Балла-Гертман

Об эссе Екатерины Андреевой:

Автор показывает рождение живописи из духа времени, само ее существование в плотном, душном, тяжёлом воздухе советских десятилетий. Это – не столько даже об искусстве как таковом, сколько о жизни, в которую оно вплетено, о стратегиях делания жизни, выращивания искусства, выработки свободы. Поэтому разговор здесь начинается прямо с рождений будущих участников Ордена на рубеже 1920-1930-х – как раз в то время, когда «кончились петроградские мечты об эллинизме и началось новое варварство» – и доходит до смертей большинства из них в 1990-х (сейчас жив только Валентин Громов). На шестидесяти с небольшим страницах здесь умещается история целого культурного пласта с разными его уровнями, от поэзии до бытового поведения и самосознания, с корнями, уходящими в (совсем, казалось бы, вытесненный к концу сороковых) Серебряный век и дальше, глубже – вплоть до самой античности. Тут разговора – на целую монографию. Хорошо бы однажды ее прочитать.

in Kyiv

Об эссе Жоржа Перека:

Это только по видимости – о живописи (по видимости – о видимостях, да, именно так, потому что составившее очередную книжечку серии «Orbis pictus» эссе Жоржа Перека – именно о видимостях, об иллюзиях).

Будучи в свое время написан как предисловие к альбому фотографий-обманок американо-итальянской художницы и фотографа Кучи Уайт «L’Oeil ébloui», вышедшему в Париже в 1981 году, этот небольшой текст, кажется, уже в процессе написания оторвался от повода, вызвавшего его к жизни, и стремительно обрел самоценность. Посвященный – формально – осмыслению того, как и для чего работает и почему вообще срабатывает «обманка» в изобразительном искусстве, текст Перека на самом деле ставит вопросы куда более глубокие.

in Kyiv

Об эссе Григория Амелина:

Амелин – не зря литературовед и критик по основной специальности: его занимают аналогии картины с текстом, возможные способы ее прочтения как текста. Но еще того интереснее: «Менины» наводят его на мысль о глубоком родстве между смыслом и временем. «Их, возникновения и мысли, нет по отдельности.» Он видит картину как принципиально неготовую, как место становящегося времени.

in Kyiv

Об эссе Ролана Барта:

Философ и литературовед Ролан Барт, как и положено человеку его интеллектуальной эпохи и с его умственными привычками, прочитывает знаменитые Составные Головы итальянского живописца XVI века Джузеппе Арчимбольдо как тексты.

Идею их текстовости он воспринимает со всей возможной буквальностью. Раз тексты – стало быть, они написаны языком, а это, в свою очередь, означает, что в этом языке можно выявить всё, что языку – и строящейся на нем речи – обычно бывает свойственно. Синонимы. Омонимы. Метафоры. Метаболы. Метонимии. Антанакласис. Аллегории. Аллюзии. Парономазия. Синонимы и антонимы. Предложения с их внятно исследуемой структурой, в конце концов. Синтаксис, грамматика. Хоть словарь составляй.

in Kyiv

...
Издательство Ивана Лимбаха, 2017

Редактор: И. В. Булатовский
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: А. В. Бессарабова

Формат 70×901/32 (107x165 мм)
Тираж 1000 экз.

Комплект можно приобрести