267

вернуться

Барбье Патрик
Полина Виардо

 
Анна Наринская
Про Полину Виардо русский читатель, в принципе, хочет знать одно — ​что же там у нее было с Тургеневым? Но книга Патрика Барбье не проливает на этот вопрос какой-то особенный свет. В принципе этот текст полезно прочитать хотя бы для того, чтобы продемонстрировать себе возможность (и неизбежность) смены фокуса. Мир не вертится вокруг нас (not everything is about you, как говорят разгневанные героини зарвавшимся героям в американских сериалах). Полина Виардо — ​не возлюбленная автора «Отцов и детей». Она была одной из главных театральных величин XIX века, культуртрегером, собеседницей и вдохновительницей великих от Берлиоза до Флобера и — ​наряду со всем этим — ​да, возлюбленной великого русского писателя. Возлюбленной или любовницей — ​этого мы не знаем. И не узнаем из книги Барбье.

Новая газета

Валерий Шубинский
Книга Барбье написана в возвышенно-риторическом галльском стиле (про людей XIX века еще можно так писать!), но без излишеств. Конечно, другой писатель написал бы иначе — острее, язвительней, разоблачительней, — но, может быть, стилю и духу героини (хоть и испанки, а не француженки по крови) соответствует именно такое описание. Пусть в конце концов любимая женщина Тургенева предстанет перед нами героиней Тургенева же (ну или Флобера), а не Диккенса или Достоевского. Перевод хороший. И, кстати, в описании русских реалий практически ни одной ошибки.

Горький

Сергей Морозов
С кончиной Тургенева для нас умирает и Полина Виардо. Поэтому открывающая книгу Патрика Барбье сцена похорон французской певицы (на дворе 1910 год) сразу настраивает на совершенно иную историю. Виардо – не придаток к Тургеневу. Тургенев – затянувшийся эпизод из ее богатой на встречи и события жизни. Не более того. Он всего лишь один из многих, кто был пленен ее умом, ее талантами.

Росбалт Авангард

Яна Ларина
Для отечественного читателя Полина Виардо остается скорее «любимой женщиной писателя Тургенева», чем самоценной и влиятельной фигурой европейской культуры XIX века. Это представление существенно дополняет новая биография певицы пера известного музыковеда и историка музыкиПатрика Барбье. Музыка была главным занятием и образом жизни, неотделимой частью биографии Полины Виардо. Она выросла за кулисами и фортепианной клавиатурой, училась у Листа, способствовала карьере Сен-Санса и Гуно, преподавала и сама сочиняла музыку, благодаря ей европейская публика заново открыла почти забытых или вовсе неизвестных в первой половине XIX века Перголези, Вивальди (!), Глюка и Люлли. Поэтому вполне естественно, что Барбье подробно рассказывает о развитии музыки, обстоятельствах создания и постановки опер, в которых пела Виардо, особенностях их исполнения и трактовки, ее многочисленных гастролях и триумфальных выступлениях по всей Европе. Хотя многие подробности будут интересны скорее подготовленным ценителям музыки.

Год литературы

ISBN 978-5-89059-292-7

Издательство Ивана Лимбаха, 2017

Перевод с фр. Н. Кисловой

Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Обложка, 480 с.
УДК 782.1(450)
ББК 85.335.41
Б 24
Формат 84×1081/32 (200х124 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести

Участник выставки non/fictio№18