289

вернуться

Хафнер Себастьян
Некто Гитлер: Политика преступления

 
Анна Наринская
О чем книга «Некто Гитлер»? О виновности. О вине конкретного человека. О том, что она существует. О том, что ее нельзя размывать рассуждениями, что, мол, на месте того или иного индивидуума, запустившего машину репрессий, «всегда бы возник другой точно такой же». О том, что всегда есть выбор и что человек, ужасный выбор добровольно сделавший, — ​виновен. Что никакой «поток истории» этой личной вины не отменяет.

Новая газета

Галина Юзефович
На место мифа о необъяснимом и постыдном массовом психозе, которым погружение немецкого народа в бездну нацизма чаще всего видится стороннему наблюдателю, Хафнер подставляет историю куда более понятную и в то же время трагическую: историю мелких сделок, компромиссов, самообмана, бесхитростного стремления к благополучию, тщеславия и добровольной слепоты. Не скрывая тех благ, которые Гитлер в самом деле смог подарить Германии на первых порах (неслучайно первые главы книги озаглавлены «Достижения» и «Успехи»), и ни в малой мере не пытаясь выставить своего героя иррациональным безумцем, Хафнер параллельно демонстрирует, какую цену немцам пришлось заплатить за иллюзорное и недолговечное величие. Изнанкой любимого гитлеровского лозунга «я или хаос!» становится не менее известное высказывание другого властителя «после нас хоть потоп!», управленческая эффективность оборачивается разрушением всей системы государственного управления и параличом власти, а возможность испытать, наконец, гордость за свою страну — неисчислимыми страданиями, большой кровью и многолетним тягостным позором.

Meduza

Елена Кузнецова
Одна из самых ожидаемых книг года. Не поспоришь с умением, желанием и свободой Хафнера размышлять о не столь далёком прошлом своей страны. В России, где до сих пор неохотно говорят о сталинской эпохе, этого очень не хватает.

Фонтанка

Майя Кучерская
В 1938-м немецкий публицист и историк Раймунд Претцель вместе с невестой еврейского происхождения покинул Германию, поселился в Англии и стал британским журналистом. Свою первую книгу об устройстве нацистской Германии и методах борьбы с ней он опубликовал под псевдонимом Себастьян Хафнер, дабы уберечь оставшихся на родине друзей от гонений. После войны Хафнер вернулся в Берлин, чтобы возрождать страну из руин, работал в газетах ФРГ, продолжал анализировать в своих книгах недавнюю немецкую историю, и умер глубоким старцем, успев застать падение берлинской стены. В 1978 году Хафнер написал книгу «Некто Гитлер» (Anmerkungen zu Hitler). Она была адресована соотечественникам: старшему поколению, которое стало подзабывать, как все было на самом деле, и младшему, которое «вовсе ничего о Гитлере не знает».

Получился свободный и глубокий портрет фюрера, обрамленный неожиданными авторскими прозрениями и вопросами. Ключевые из них: какова мера ответственности нации и ее лидера за случившееся? Какой народ и страну политика Гитлера сокрушила сильнее других? Как неудачливый художник сумел подчинить себе страну и пол-Европы?

Хафнер желает сохранить объективность и сначала пишет об экономических и политических успехах Гитлера в 1930-е годы. Но сейчас же напоминает о цене этих достижений: «Будем справедливы: назовем экономическое чудо тридцатых годов делом Гитлера; и из той же справедливости будем последовательны: не забудем, каким мощным подспорьем для этого чудотворца оказались концлагеря». Концлагеря, в которой гибли не только цыгане, поляки, русские, но и неугодные фюреру немцы, и выдают истинную природу Гитлера: маньяк, «массовый серийный убийца», любящий войну ради войны, убийство ради убийства.

Из этой перспективы Хафнер и предлагает пересмотреть логику действий вождя в последние годы его власти. Проигрыш в войне, убежден Хафнер, Гитлер, опытный военачальник, предвидел уже зимой 1941–1942 года, но нарочно затягивал военные действия. И не оттого что все еще надеялся – но чтобы выиграть время и окончательно «решить еврейский вопрос», то есть уничтожить как можно больше евреев. Одновременно – и в этом заключается любимая идея Хафнера – Гитлер начал сознательно уничтожать немцев. Из чувства мести. Он уготовил им такую роль! Роль народа-господина, царящего над миром. А они? Не справились! Значит, достойны смерти. В декабре 1941 года после того, как наступление немецкой армии было остановлено под Москвой, Гитлер сказал: «Если немецкий народ не столь силен и беззаветен, чтобы проливать кровь за свое существование, я хладнокровно (eiskalt) приму тот факт, что он должен исчезнуть, должен быть уничтожен другой, более мощной силой. В этом случае я не пролью по немцам ни слезинки».

Хафнер видит прямое подтверждение этих слов в том, что фюрер не жалел свою армию и словно нарочно подставлял ее под пули противника, а когда Третий рейх доживал последние дни, велел рушить все, что осталось в Германии целым, лишая жителей последнего шанса на выживание. Самый большой урон, считает Хафнер, Гитлер причинил не России и Польше, которые несмотря на миллионные жертвы после войны сделались сильнее, а родной Германии: помимо семи миллионов погибших она утратила политический статус, четверть территории и разделилась на два враждующих государства.

Не природный немец – выродок, вот кто такой Гитлер. Об этом Хафнер писал и в конце 1930-х, в книге, опубликованной уже после его смерти, автобиографичной «Истории одного немца» о собственном противостоянии Рейху. После напоминания о немецкой любви к истине, искусствам, свободе, после настоящего гимна стране «безграничных возможностей» Хафнер поясняет, что немецкий национализм и Третий рейх – первые ее враги (исследователи исторических корней германского нацизма могли бы с этим поспорить). Что нет опаснее наркотика, чем «товарищество», способное оправдать любые преступления. Работа «Некто Гитлер» придала «Истории одного немца» универсальность. Написанная доступно и живо, она была прочитана массовым читателем и давно стала в Германии хрестоматийной.

Так что в судьбе Себастьяна Хафнера и его книг скрывается и ответ на вопрос о том, какую роль совестливый, литературно одаренный, лишенный и тени снобизма интеллектуал может сыграть в жизни своей нации.

Republic

Надежда Каменева
Он находит силы не отвернуться от мерзости в негодовании — а рассмотреть и понять, и даже подняться выше, чтобы увидеть всю систему, породившую зло.

Прочтение

ISBN 978-5-89059-340-5
Изд. 2-е,испр.
Издательство Ивана Лимбаха, 2018

(Предыдущее издание: Издательство Ивана Лимбаха, тираж 2000 экз., 2018 ISBN 978-5-89059-325-2)

Пер. с нем. Н. Елисеева под ред. Г. Снежинской

Редактор И. В. Булатовский
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Обложка, 320 стр.
УДК 94 (430) «1932/1945» = 161.1 = 03.112.2
ББК 63.3 (4Гем) 613 + 63.3 (4Гем) 62-46-021*83.3
Х 26
Формат 84х1081/32 (206х136 мм)
Тираж 3000 экз.

Книгу можно приобрести