Алексей Елисеев. Невское время, 2 ноября.
Флорин показывает одинокого человека, все ученики которого гибнут или сходят с ума, братья и сестры ненавидят за деспотичность; по-человечески относится к нему один лишь садовник, которого Линней никак не может понять.

Линней - верующий рационалист, пытающийся весь мир свести в одну систему. Так и называлась его знаменитая книга - "Система природы". Он писал ее всю жизнь. Ученый полагал, что новых биологических видов возникнуть не может: каким Бог создал мир за шесть дней, таким он и остался.
Флорин написал свою книгу в конце двадцатого века, в пору разочарования в силе науки. Рационализм оказывается нерационален, неверен, нереален: Линней теряет саму реальность, пытаясь ее включить в систе

Алексей Елисеев

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

Алексей Елисеев. Невское время, 2 ноября. Версия рецензии также напечатана: Time-out Петербург, 3 ноября
Сад воплощает для Линнея весь мир, но даже в своем собственном мире он не может сохранить порядок.

Он возвёл стену, чтобы защитить свой сад, свой мир от всего нового, необычного: от "монстров", как называет он новые разновидности растений и животных. Каменную стену разрушают козы, а новый вид растений неподалёку от линнеевского сада обнаруживает его ученик. Это и есть главный, скрытый сюжет книги: предсмертное осознание Линнеем своей неправоты. Великий систематик перед смертью понимает, что мир не втиснуть в схему. Слово "сад" заключено на обложке в квадратные скобки. В издательстве Ивана Лимбаха так делают на всех книгах, издаваемых в серии современной западно-европейской литературы. В данном случае было бы правильно на спинке обложки напечатать то же слово без скобок. Сад размыкается в мир и исчезает в нём.

   Алексей Елисеев. "Тайм аут", 2 ноября.

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

Алексей Пасуев, Время читать, № 4, октябрь.
Сам автор в послесловии к собственному сочинению заявляет: "Моя книга не биографична. Она - фикция.

Вымысел, миф". Действительно, реальные факты из биографии ученого перемежаются художественным вымыслом, случайным подбором фактов из того же времени, но никак с Линнеем не связанных, историческими аллюзиями из более ранних эпох…

Окончательный продукт производит впечатление некоего "мистического пути" средневекового алхимика, в ходе которого свинец превращается в золото, абстрактная классификация поглощает реальную действительность, а сам Линней (вернее, его двойник - безымянный Садовник) становится египетской мумией - куколкой бабочки, чье грядущее воскрешение презирает теорию эволюции и, как следствие, любую классификацию.

О метаморфозах, происходящих с самим текстом в ходе читательского восприятия, лучше всего сказал сам Флорин все в том же авторском послесловии: "Из кусочков, взятых в реальности, мне предстояло выстроить дом, а потом войти в него и задрапировать все отверстия, чтобы возникло замкнутое внутреннее пространство, из которого читателю не уйти".

Похоже, нас также ждет воскрешение!

   Алексей Пасуев, "Время читать", № 4, октябрь.

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

Борис Брух, МК-Воскресенье, 23 октября
Таинственная скорбно-лирическая как бы биография шведского естествоиспытателя Карла Линнея.

Линней создал в XVIII веке систематическое описание природы, положенное в основу систематики животных и растений и в современной науке. Собственно, этим он и занят у Флорина. А еще он беседует с садовниками, часовщиком и рабочими. Воспитывает 28 учеников, заставляя их отказываться от вздорных идей изменчивости видов. Пытается вылечить брата и сестер, постоянно болеющих. Поет песню "Сидели два друга. В безгрешном поко-о-о-е...". И всячески пытает естество, исполняя профессиональные обязанности. Мумификация человеческого тела. Попытки зафиксировать световые блики с помощью реагентов. Ничто не избежит натуралиста. Отчаянный баснописец Магнус Флорин обещался построить из документальных данных о Линнее и его времени, из обрывков реальности дом, который читателю уже не удастся покинуть. И дом удался на славу. Без окон и дверей. По стенам беспорядочно развешаны отрывочные дневниковые записи. Труды и дни. Радости и горести. Все за серой пеленой растворяющейся в ничто обыденности. Садовник режет фигурки. Ученик перечисляет других учеников. Едет-едет не доедет коллекция из трехсот растений. Все пробуют сыр. Сыр отменный. И продолжается непрерывная литания дел и вещей. Только вперед. А остановка - смерть, остановка - смерть, остановка.

Борис Брух

"МК-Воскресенье", 23 октября

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

Ксения Букша. Женский Петербург, ноябрь
Ученики Линнея растекаются по всему свету, и почти всех их поражают трагические удары судьбы.

Природа, которую они пытаются познать, рубит их под корень. С виду вялая и текучая, она грозно и вкрадчиво "пристраивается" к Линнею и неуклонно заставляет его одряхлеть и умереть в свой черёд. Так что же всё-таки происходит на свете, и как это связано с нашими, человеческими делами? Имеем ли мы это право - подходить к природе извне, если она сама - и вокруг нас, и внутри?

А сад шелестит, а ворон на стене каркает лягушачьим голосом, - это молодой часовщик Хёрнер решил позабавить больного Линнея, а вместо этого напоследок смутил его, может быть, заставив усомниться в некоторых местах проведённой классификации.

Ксения Букша. "Женский Петербург", ноябрь.

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

Ксения Букша. Петербургский дневник 17 ноября.
Это скорее "некто Линней", Линней-образ.

 Хотя книга битком набита деталями жизни ученого, его знакомых и близких, они - элемент стиля, а не сюжетная необходимость…

Ксения Букша.

"Петербургский дневник". 17 ноября.

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

Тимур Кибиров. Радио России, 3 ноября
Главный герой романа Карл Линней - знаменитый естествоиспытатель. Однако читателю следует иметь в виду, что перед ним не биография ученого из серии

"Жизнь замечательных людей", а плод художественной фантазии, хотя в основе повествования действительные исторические факты… Все эти исторически точные детали и сведения необходимы автору, чтобы его повествование стало полноценным романом, а не превратилось в схематичную и скучноватую притчу о взаимоотношениях личности, общества, природы и Бога.
Кроме прочих достоинств книги Магнуса Флорина "Сад" должен упомянуть изящество оформления, впрочем, вполне привычного для читателей изданий Ивана Лимбаха.<

Тимур Кибиров

"Радио России", 3 ноября. Магнус Флорин. Сад

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

Яна Соколова. Озон, ноябрь
Линней в этом странном романе не вполне человек. Он Идея. Чистый дух в поисках Великого Знания. Каждый его шаг - шаг из тьмы к свету.

Не относящееся к биологии туманно и несущественно, зато неведомая тычинка может стать землетрясением, перевернувшим мир вверх дном. Пусть гибнут люди и всё вокруг горит огнём - какая разница, люди народятся заново, дома отстроят краше прежних. Но вот неведомая тычинка… не говорит ли она о процессах столь глубоких, что о них и задумываться страшно?
И о богах пишут по-свойски, но Магнус Флорин выбирает сложный путь. Он пишет мифологию, выбирая главным героем реального человека. Не покидает ощущение, что ты читаешь то ли бред, то ли сон. Текст беспокоит. Размытостью черт, невнятностью происходящего, напряжённостью атмосферы. Как в кино, когда ждёт западня.

Яна Соколова

"Озон", ноябрь.

Магнус Флорин. Сад.        О книге на нашем сайте

ISBN 5-89059-069-3
Издательство Ивана Лимбаха, 2005

Пер. с швед.: Н. Н. Федорова
Редактор И. Г. Кравцова
Художник Н. А. Теплов
Корректор Н. И. Князева
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Серийн. оформление, макет: Н. А. Теплов

Переплет, 160 стр., илл.
УДК 82-31 ББК 84(4Шве)-44 Ф73
Формат 70x901/32 (170х114 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести