Хосе Лесама Лима
19 декабря 1910 года в Гаване, на территории воинской части, где служил его отец, инженер-полковник кубинской армии, родился будущий писатель, гордость испанского языка Хосе Лесама Лима. Со времени его смерти в 1976 году прошло уже почти столько же времени, сколько судьба выделила ему для творчества (дебютная книга поэта вышла в 1937-м). Но и накануне столетнего юбилея, когда, казалось бы, все разночтения остаются в прошлом и с памятных медалей и досок, с газетных и энциклопедических портретов на нас должен смотреть однозначный и несомненный классик, не утихают споры о его поэзии и прозе, «выводящих читателя из себя», по словам его младшего друга Хулио Кортасара, «как мало что другое». Кроме того, с конца 1960-х не прекращаются, а к нынешнему праздничному году, понятно, до предела обострились дискуссии о том, кому – нынешним ли кубинским властям, включая начальников над культурой, или эмиграции – развеянной за много лет по всему свету кубинской диаспоре – «принадлежит» наследство писателя, не угодившего Фиделю Кастро и его окружению, а потому проведшего последние годы жизни в изоляции и без публикаций на родине. Как бы там ни было, Кортасар именно в конце шестидесятых ответственно назвал эзотерика и затворника Лесаму Лиму автором уровня уже знаменитых тогда Хорхе Луиса Борхеса и Октавио Паса, а с тех пор эту оценку неоднократно подтверждали писатели, критики, читатели Европы и обеих Америк, где книги Лесамы не один раз изданы.
Единственный же томик избранных сочинений Хосе Лесамы Лимы в русских переводах вышел в свет в 1988 году, когда читающий Советский Союз безоглядно глотал горячие газетные и журнальные публикации времен начавшейся «гласности», а вскоре в своем российском большинстве попросту прекратил читать, предпочтя более дешевый, общедоступный и успокоительный телевизор. Несколько страничек из стихов и прозы писателя, которые мы предлагаем читателям сегодня, войдут в книгу, которая, в ознаменование столетия автора, готовится в петербургском издательстве Ивана Лимбаха. Прозаические заметки о Гаване, представленные здесь несколькими фрагментами, Лесама публиковал в литературном приложении к старой и популярной столичной газете «Дневник побережья» в конце 1940-х годов (отдельной книжечкой их напечатали в Испании в 1991-м). В этом «карманном путеводителе», где причуды гаванской погоды перемежаются с ухищрениями местной кулинарии, прогулка до городского рынка сменяется экскурсом в историю европейского градостроительства, а отблески наряда цирковой наездницы сливаются с сиянием Рождества, – исследователям творчества Лесамы видится своего рода малая Summa всего созданного автором.
Борис Дубин
Хосе Лесама Лима - католический поэт, философ, прозаик, эссеист, переводчик европейской поэзии, в частности Сен-Жон Перса. Его имя называют в числе наиболее оригинальных и масштабных писателей Латинской Америки XX в. Создатель чрезвычайно усложненной, не имеющей аналогов поэтической системы мироздания, в которой Образ (Imago) является реальностью незримого мира, неким абсолютом, ключевой понятийной категорией, наделенной бесконечными возможностями постижения высших смыслов бытия, религии и искусства. Философские и поэтические концепты Лесамы, обладавшего феноменальной эрудицией, восходят к учению неоплатоников и Блаженного Августина. На его творческой манере сказалось влияние самого герметичного испанского поэта — Луиса Гонгоры, а также кубинского поэта Хосе Марта. Критика прослеживает воздействие Честертона, Клоделя и других католических писателей Европы. Барочная поэзия Лесамы — это мощный каскад своевольных, трудных для восприятия метафор, открытых и зашифрованных аллегорий и цитат, экзотических реалий карибских тропиков, это внезапные перепады интонационных и ритмических линий, это причудливое сочетание разных лексических пластов испанского языка. Поэтический мир Лесамы вобрал в себя мистику и мифологию, христианство с культом Богоматери и основы орфизма, наследие древней и современной мировой культуры и карибскую ментальность Нового Света. Одна из коренных тем его поэтических произведений — сама поэзия в ее возможных и невозможных прорывах за черту зримой реальности. Поэтическое наследие Лесамы составляют изданные при жизни поэма «Смерть Нарцисса» (1937), сборник стихотворений «Мой враг — эхо» (1941), «Приключения украдкой» (1945), «Запечатленность» (1949) и «Даритель» (1960). В 1966 г. вышло «Полное собрание поэзии» Лесамы Лимы и посмертным изданием — поэтический сборник «Влекомые к центру» (1977). По своей сложности и завораживающей силе барочные стихи Лесамы Лимы, лишенные социального посыла, не имеют параллели в Латинской Америке. Огромную роль в развитии кубинской культуры сыграли литературно-общественные и литературно-философские журналы, основателем и руководителем которых был Лесама Лима, наделенный прекрасными организаторскими способностями. Его кровным детищем стал журнал «Орихинес» (1944—1956), вокруг которого сгруппировались его единомышленники, отстаивающие самобытность кубинской культуры, аполитичность поэзии, догматы католической веры и высокие патриотические идеи. Этот журнал дал имя группе талантливых кубинских поэтов и художников, бессменным лидером которой был Лесама Лима. Группа «Орихинес», возникшая в тяжелые и смутные времена для Кубы, сумела вывести кубинскую литературу и искусство на мировой уровень. Поэтический дар Лесамы проявился в его прозе, в поэтических и философских эссе, в аналитических и литературоведческих очерках, в импрессионистских хрониках и журнальных заметках. Блистательные эссе Лесамы о поэтическом языке, о родовом начале кубинской национальной культуры, о европейской поэзии и великих испанских поэтах — бесспорный вклад в сокровищницу мировой эссеистики. Общемировую известность принес Лесаме Лиме философско-аллегорический роман «Рай».