ВЫШЛО 3-е издание книги - смотрите на нашем сайте
Рассказы художника Эдуарда Кочергина — удивительное повествование об удивительных людях, оказавшихся «на дне» в 1940-е–1960-е годы. Дети без отцов, юродивые и калеки, нищие и проститутки стали персонажами впечатляющего жизненного полотна, воссозданного пером «рисовального человека».
Сын репрессированных родителей, воспитанник детприемников и спец-учреждений НКВД Э. С. Кочергин — народный художник России, лауреат Государственных премий, действительный член Российской Академии художеств. Его рассказы — память об оттесненных на обочину жизни людях с их достоинствами и талантами.
- Густые рассказы Эдуарда Кочергина
На страницах "Ангеловой куклы" оживут десятки русских типов: чудики, пьяницы, анахореты, нищие, блаженные, солдаты, художники, артисты, бабы и мужики, заключенные и вертухаи, воры в законе и малолетняя шпана.
А театральный человек заметит, что все герои книги Кочергина - готовые сценические персонажи (типажи до сих пор театром недовостребованные), а его истории - минипьесы или, по крайней мере, - прозаический вариант городского романса. Его герои с незадавшейся судьбой и светлой душой, - люди, которые, по глубокому убеждению автора, непременно спасутся.
Евгения Леонова
«Экран и Сцена» № 32 (694). Сентябрь 2003 - «Россия, кто здесь крайний?»
Не всякий даже театральный человек знает, что легендарный сценограф, главный художник БДТ Эдуард Кочергин был затырщиком (кто не знает - приемщиком краденого).
Что первым его художественным промыслом были наколки великого вождя на плечах и груди воров в законе, а наколкам научил его в детприемнике помхоз Томас Карлович Японамать, продавший в японском плену свое белое тело традиционной татуировальной школе.
Глаз "рисовального человека" поразительным образом зафиксировал и досконально запомнил фактуру времени и пространства. Кочергин, как художник, привык мыслить образно, драматургически - и это перешло в рассказы.
Кочергин написал драматургию судеб, "эпопею народной жизни", как сказали бы в позапрошлом веке. В этой жизни был свой закон, имевший под собой своеобразное понятие о чести, свою незыблемую иерархию.
Наш сегодняшний беспредел - следствие того, что этот закон рухнул, слово чести перестало быть.
«Россия!.. Кто здесь крайний?» - называется один из «северных» рассказов. Вообще-то это фраза, услышанная в очереди. Но это и вопрос всей книги Эдуарда Кочергина. Вопрос стране, где всегда крайний - человек.
Марина Дмитревская
«Ведомости». 4 августа 2003
На форзацах — театральные эскизы автора книги.
На с. 33–38 (кроме с. 34, верх), 99–109, 168 фотографии Б. Н. Стукалова.
Издательство Ивана Лимбаха, 2003
Редактор И.Г. Кравцова
Корректор Т.М. Андрианова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн, макет: М.А. Бычков
Переплет, 256 стр., илл.
УДК 882 ББК 84(2Рос=Рус)6 К55
Формат 84x1081/32 (206х136 мм)
Тираж 3000 экз.