Елена Елагина, "Московские новости", 30 ноября 2007.

Рецензия на книгу - Рецензии

Вернуться в раздел

 

Две трети - подробнейшие комментарии, чтение которых не менее захватывает, чем основной текст. Иллюстрирована книга превосходно. Кроме замечательной и разнообразной иконографии действующих лиц (в первую очередь скандальной литературной троицы ХХ в.: М. Кузмин - Ю. Юркун - О. Гильдебрандт, но не забыты и фигуры второго плана) во второе издание вошли лаконично выразительные и превосходно передающие время рисунки нежно любимого друга Кузмина Юрия Юркуна. Не книга - энциклопедия угасания Серебряного века в кафкианской советской действительности тридцатых. И уж совсем душераздирающе в Приложении звучит письмо О.Н. Гильдебрандт от 13 февраля 1946 года к уже расстрелянному Юркуну, где описывается ее жизнь последних лет вкупе с мартирологом друзей и знакомых.
Записи 1934 года не являются дневником в общеупотребимом значении поденных личных впечатлений. У Михаила Кузмина, одного из крупнейших поэтов начала ХХ века, такие записи чередуются с прозаическими фрагментами и отрывками воспоминаний, что делает дневник бесценным документом. Текст имеет четкую структуру - все записи озаглавлены. Вот "Башня" - эти воспоминания тянутся изо дня в день, речь в них о знаменитой Башне Вяч. Иванова, собиравшей художественно-интеллектуальную элиту Петербурга начала века. "Саратовские дачи" - детские воспоминания, столь яркие и свежие, что жаль не доведены до своего "Детства". Религиозные признания, музыкальные пристрастия, замечания о театральной жизни Ленинграда, да просто описания погоды, времени года, самочувствия - все талантливо, живо, интересно. Высокая проза поэта.


Елена Елагина
"Московские новости", 30 ноября 2007.

   © Елена Елагина, 2007.

(Прим. ред.: Иваном Лимбахом также опубликованы - Дневник 1905 1907 годов,
Дневник 1908 1915 годов, Дневник 1934 года)