Светлана Иванова. Книжная витрина, 19 сентября 2007 г.

Рецензия на книгу - Рецензии

Вернуться в раздел

 

Одна из глав книги "Искусство жечь порох", посвящённая Гайдну, называется "Гайдн от A до Z. О "Лондонских" симфониях". Она удивляет как своей структурой, так и содержанием. Это двадцать шесть разных по величине эссе (от нескольких слов до нескольких страниц), расположенных в алфавитном порядке. Такой принцип структурирования материала - своего рода каталогизация - характерен для писателей-постмодернистов: Борхеса, Павича. Как из тщательного описания содержимого "Ящика для письменных принадлежностей" - различных записок, обрывков магнитофонных лент - рождается целостное повествование, так и разнообразное содержимое главы складывается в общую характеристику "Лондонских" симфоний Гайдна - как квинтэссенции его стиля.

Интересен подход Шёнбергера к извечной проблеме соотношения слова и музыки в песне и вокальной музыке в главе "An sich ein schones Lied" - "Песня, прекрасная как таковая". Рассуждая о специфике музыки со словом, Шёнбергер приводит в пример своеобразный "опыт": инструментальная обработка песни вызывает реакцию слушателя: "Здесь что-то не так". Автор отмечает интуитивную, инстинктивную "жажду" слова, голоса, текста у слушателя в данной ситуации, в разделении вокальной и инструментальной мелодики отдавая предпочтение не формальному разделению жанров, стилей и статусов, а подсознательно-интуитивному.

Некоторые проблемы, затрагиваемые Шёнбергером, уже не музыкальные, а социологические. Так "История (сл)уха" открывается главой "Спасите!", очерчивающей беду всего последнего времени: человечество заменило слушание на слышание, породило слишком много "мелкой" музыки. "Слушают имена вместо композиторов. Исполнения вместо пьес. <…> Саунд вместо звука. Саунд вместо ничто…". К тому же "звуки из колонок" мало соответствуют звучанию реальной музыки, её дыханию и энергетике. Да и искусством слушания музыки владеет далеко не каждый музыкант и любитель.

В общем, "Порох важен, но не менее важно искусство жечь его в нужный момент". Эту фразу, сказанную о "Симфониях духовых" Стравинского, Элмер Шёнбергер, по-видимому, относит к искусству сочинения и слушания музыки вообще.


Светлана Иванова
"Книжная витрина", 19 сентября 2007 г.

   © Светлана Иванова, 2007.


Элмер Шенбергер. "Искусство жечь порох" -     О книге на нашем сайте.