Сергей Шпалов, "Культура", 7 июля 2007
Рецензия на книгу - Рецензии
Элмер Шёнбергер - голландец, у себя на родине он известен как композитор, как драматург (пьеса "Квартеты" для четырех актеров и струнного квартета), как музыкальный критик, ведший в одном авторитетном еженедельнике колонку "Разбитое ухо", в конце концов, как музыкант - художественный руководитель "Шёнберг-ансамбля".
Писания Шёнбергера удивляют умением говорить о том, что принципиально вербализовать невозможно. Это затягивающее чтение даже для неувлеченного музыкой. А уж для меломана это увеличение угла обзора, полное дыхание, восторг открытия и узнавания.
Вот образцы стиля. Из раздела "История (сл)уха": "Слушают имена вместо композиторов. Исполнения вместо пьес. Идиомы вместо послания. Небеса вместо значения. Декор вместо формы. Звук вместо структуры. Саунд вместо звука. Саунд вместо ничто. Ведь слушать ничто по-прежнему лучше, чем слышать то, что не слушаешь".
А это из раздела о Стравинском: "В конце шестидесятых годов меня ударило молнией. Она называлась "Агон", метнул ее Стравинский. Внезапно я удалился на много световых веков от Брукнера и Малера, и до сих пор, стоит мне только услышать начальный аккорд, как я словно вижу будущее. Это самая юная музыка из всех когда-либо написанных композиторами-стариками. Она распахивает окна, развеивает по воздуху старые идеи прогресса, освобождает от традиции новое и традицию новизны, много чего делает шаляй-валяй; эта скупая музыка, полная желёз и отверстий для заглядывания в будущее, тройным прыжком скачет из одного вымышленного века в другой, от Средневековья к high modernism, без переходов, но со всей очевидностью манипулирует слушателем, как шахматной фигурой в игре, правил которой он не понимает, но соотношения сил в которой угадывает безошибочно".
Добавить нечего - надо читать.
Сергей Шпалов
"Культура", 7 июля 2007
© Сергей Шпалов, 2007.
Элмер Шенбергер. "Искусство жечь порох" - О книге на нашем сайте.