Владимир Соболь, 9 января 2007 г., www.krupaspb.ru

Рецензия на книгу - Рецензии

Вернуться в раздел

 

Я вспомнил роман Чарльза Диккенса "Повесть о двух городах", потому что книга Оуржедника, хорошо переведенная и еще лучше изданная, показалась мне - растянутым предисловием, вступлением к роману неизвестного пока что еще писателя.

Сам Патрик Оуржедник удобно расположился между двух наций. Француз по матери и чех по отцу, он говорит и чувствует на двух родных ему языках. Живет в Париже, учит говорить по-чешски Рабле и Романа Гари, а Ванчуру и Грабала по-французски.

"Европеана" вышла в 2001 году и сразу же привлекла к себе читателей и критиков всех сортов и всех уровней. Автор рассказывает о минувшем столетии, перечисляя цифры и факты, выхваченные вроде бы наобум, на самом же деле тщательно подобранные и согласованные…

"А в 1914 году одна француженка придумала бюстгальтер, и в газетах написали, что изобретение бюстгальтера дарит новую жизнь женщинам, которые мечтают о более современном и спортивном образовании, и что отказ от корсета знаменует конец старой жизни, которая была как бы зашнурована всевозможными предрассудками…"

Читатели Оуржедника, настроенные философски, утверждают, что он провоцирует на размышления о крахе человека оптимального и оптимистичного. Что двадцатое столетие есть в сущности риторическая фигура и, может быть, даже просто фикция, как фикцией нам представляются сейчас многие события, якобы случившиеся в этом временном промежутке.

Я думаю, что фактов значимых и мелочных можно надергать из человеческой жизни в любой из минувших веков. Дело в том, что до двадцатого века под человеком понимали лишь небольшую часть человечества. В начале же прошлого столетия заговорили вдруг те, кого до сих пор не было слышно. Случилось "восстание масс", если кто еще не забыл испанского литератора. И оно еще не закончилось, оно еще развивается. Все больше и больше народных слоев начинает участвовать в принятии решений. Оттого и средства информации делаются почти исключительно массовыми. А потому и на страницах газет, в программах теле и радиостанций основное место отводится именно тем проблемам, что интересуют, прежде всего, всплывшие на поверхность массы.

"Фельетонная эпоха", о которой писал Гессе, не означает оглупления человечества. Она лишь свидетельствует, что понятие человека вдруг расширилось невероятно и почти невозможно. Что же касается интеллектуальной элиты, то большинство ее представителей решили современную жизнь не осмысливать, но обыграть в ключе ироническом. Поскольку это все-таки легче.

"Европеана" Патрика Оуржедника, в сущности, растянутый фельетон. Цель его - показать канувший век, каким он представляется среднему человеку. Для которого имеет значение лишь те события, что проносятся через его кухню или же спальню. Женское белье, отрывная туалетная бумага, кокаин, Интернет, и все в том же духе…

Все это действительно было, случалось, происходило. Но кроме этого, помнится, людей занимали и некоторые другие события или чувства. Собственно, и литературе следует заниматься именно другими. Но что поделаешь, если и писатели нынешние тоже происходят из этих…

"У нас было все впереди, у нас впереди ничего не было..."

Диккенс слегка лукавил, он знал, что даже Франция сумела оправиться от буйства черни в сентябре 92-го. Будем надеяться, что и нынешний двадцать первый смахнет пену, чуть не утопившую его предшественника.


Владимир Соболь.
9 января 2007 г., www.krupaspb.ru

   © Владимир Соболь, 2007.

Оуржедник Патрик. "Европеана. Краткая история двадцатого века." -     О книге на нашем сайте.