вернуться

Отзывы читателей

 

Удивительно. Не могу расстаться с книгой Бото Штрауса " Она/Он". Прочитала в одну из бессонных ночей, а убрать на полку не могу: все время хочется к ней возвращаться. И возвращаюсь. Каждая история оживляет что-то давно умершее и очерствевшее внутри. Обновляет утихомирившиеся чувства и раскрывает новое, схожее с состоянием влюбленности в юности, от которой выпрыгивает сердце, но более сильное, глубокое и мудрое.... Обволакивает облаком нежности и одновременно, пока ты не успел предаться этой неге, выставляет напоказ перед тобой, все твои тайны и страхи, сомнения, ошибки, падения и слабости, да так прямо и честно, что ты ощущаешь нехватку воздуха, становится тяжело дышать. Ты проживаешь эту боль, идешь в нее и вдруг она растворяется: ты исцеляешься. Дочитав до последней строчки, ты осознаешь, ты приходишь к пониманию безусловной любви и что значит:" Я люблю тебя!" .

Настоящее тонкое искусство слова: чудодейственное, сильное, спасающее, просто отдельная философия. Дорогое мое издательство, Ирина, спасибо большое за открытие такой прозы.

Этот сборник - зеркальная многогранная комната. Таким устройством пользовались многие художники, в том числе Леонардо да Винчи. Мотивы, герои, сюжетные ходы скользят подобно лучам между отражениями, высвечивая хрупкую и магическую реальность. Так все рассказы связаны какой-нибудь деталью либо с рядом стоящим текстом, либо с тем, что на другом конце книги. 
Практически все рассказы посвящены отношениям непонимания и отчуждения, силе самообмана и попыткам обрести близость между Ним и Ней, между близкими людьми (из одной семьи или незнакомцами, ибо близость может возникнуть на несколько мгновений) и даже между Я и другим. а в роли Другого могут выступать мысли, чувства и воспоминания Я. 
В нескольких текстах герой сталкивается не с Другим-человеком или другим-Я, но Другим-неведомым. Так, на мой взгляд, рассказ "Одна и другая" - это повесть о Жизни и Смерти.
Автор, много писавший для театра, умеет говорить от лица различных персонажей. Помимо этого, он от текста к тексту меняет свое положение - то пишет от первого лица, то со стороны, то передает мысли или видения героя.

Лабиринт

Немецких писателей, как правило, отличает склонность к глубокомысленности и размеренности. Даже тогда, когда они пишут «об отношениях». Сборник Бото Штрауса — это рассказы не о бурных «мексиканских страстях», а о тонких нюансах и полутонах. Которых, честно говоря, русским читателям и русским авторам с их «душой нараспашку» порой не хватает.

Год литературы