Ян Блонский (1931–2009) — польский литературный критик, историк литературы, эссеист, переводчик. Один из наиболее влиятельных представителей «краковской школы» литературной критики. Профессор Ягеллонского университета.
Литературно-критические интересы Блонского связаны, прежде всего, с антропологической и метафизической проблематикой литературы. Среди его работ — исследование об истоках барокко в польской культуре «Миколай Сенп Шадинский и начало польского барокко» (Mikołaj Sęp Szarzyński a początki polskiego baroku, 1967), монографии о творчестве Константы Идельфонса Галчинского, Станислава Игнацы Виткевича, Славомира Мрожека, а также фундаментальный анализ поэтики Чеслава Милоша «Милош как мир» (Miłosz jak świat, 1998). Составитель полного собрания сочинений Витольда Гомбровича.
Известен как один из наиболее ярких польских исследователей поэтики французского модернизма. Автор книг «Видеть ясно, пребывая в восхищении: литературный очерк о творчестве Пруста» (Widzieć jasno w zachwyceniu: szkic literacki o twórczości Prousta, 1965) и «Сэмюэль Беккет» (Samuel Beckett, 1982), переводчик французской литературы, в частности, произведений Жана Жене, и эссеистики. Изучал современную европейскую драматургию, в течение многих лет сотрудничал со Старым театром в Кракове.
Опубликованное в 1987 году в газете «Тыгодник Повшехны» эссе Блонского «Бедные поляки смотрят на гетто» (Biedni Polacy patrzą na getto) стало отправной точкой польской общенациональной дискуссии о Холокосте и исторической ответственности.
В 1981 году Ян Блонский получил награду им. Казимира Вики, которая присуждается за выдающиеся заслуги в области истории литературы, литературной критики и эссеистики, в 2007 году был награжден золотой медалью «За служение культуре. Gloria Artis».