284

вернуться

Лилти Антуан
Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750–1850)

 
Андрей Тесля
Основной тезис замечательной книги французского историка Антуана Лилти, вышедшей на языке оригинала в издательстве Fayard в 2014 году, весьма прост — «знаменитость» как культурный феномен возникает в середине XVIII столетия и за последующее столетие оказывается описанной и отрефлексированной — дабы затем десятилетие за десятилетием вызывать стандартные сетования по поводу «новизны», появления «культуры селебрити» и т.п. Лилти одновременно дистанцируется от двух позиций — взгляда, считающего феномен «знаменитости» новым, связанным с кинематографом и телевидением, и противоположного, объявляющего «знаменитость» общечеловеческим феноменом, свойственным всем временам и нравам.

Colta

Галина Юзефович
Захватывающее исследование современного французского историка Антуана Лилти — попытка найти в прошлом истоки одного из важнейших феноменов сегодняшнего дня — культуры «селебритиз». Исследуя практики публичного поведения знаменитостей XVIII и XIX веков и методы их коммуникации с поклонниками, Лилти выявляет механизмы, в разные эпохи заставляющие одних людей искать популярности, а других — увлеченно следить за жизнью кумиров.

Медуза

Елена Васильева
Французский историк Антуан Лилти подчеркивает: его наука редко интересуется темой «селебрити». Для этого есть глянцевые журналы или, в конце концов, антропологи. Однако он берется показать, что понятие «знаменитости», к которому мы привыкли в XXI веке, появилось гораздо раньше, в эпоху Просвещения, и продолжало развиваться в XIX веке. Лилти объясняет такие термины, как «слава» и «репутация», и проводит между ними четкие границы. Главными героями исследования становятся Жан-Жак Руссо, Вольтер и Мария Антуанетта. Если бы пару веков назад существовал «глянец», в нем бы писали почти об этом.

Прочтение

Мария Нестеренко
Среди персонажей книги Вольтер, Руссо, Мария-Антуанетта, Байрон и многие другие, но все они нужны Лилти в первую очередь для того, чтобы на конкретных примерах показать, как работают механизмы популярности. <...> Хотя исследование Лилти привязано к конкретным историческим реалиям, оно попадает в широкий контекст изучения феномена популярности. Книга Лилти, хотя она и посвящена XVIII–XIX векам, подсвечивает современность, так что интересно ее читать будет не только любителям истории, но и тем, кого волнует феномен современных "stars"

Горький

Эльнар Гилязов
В «Публичных фигурах» Антуан Лилти задаётся амбициозной целью: доказать, что знаменитости и главные противоречия, связанные с ними, возникли задолго до интернета, телевидения и массового общества. Для этого он погружается в исторический контекст Европы середины XVIII века, где произошло два кардинальных изменения. С одной стороны, с распространением печати появилась публика и публичное пространство. И для Антуана Лилти (здесь он спорит с Юргеном Хабермасом) публичное — это не сфера критического обсуждения идей, а сфера эмоций и совместных переживаний. Также в это время из-за распада традиционных ролей и ориентиров у европейского субъекта возникла потребность в поиске аутентичного «я», он стал более восприимчивым. Публика и ищущий субъект стали основами для появления знаменитостей.

Кот Бродского

ISBN 978-5-89059-316-0
Издательство Ивана Лимбаха, 2018

Пер. с франц. П. С. Каштанова

Редактор И. В. Булатовский
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Переплет, 496 стр., ил.
УДК 94 (44) «1750/1850» + 008 = 161.1 = 03.133.1
ББК 63.3 (4Фра) 51 + 63.3 (4Фра) 52 + 71.0-021*83.3
Л 57

Формат 60х901/16
Тираж 2000 экз.