500

вернуться

Реймонт Владислав Станислав
Бунт: Сказка

 
Александр Бочкарев, «Яндекс Книги»

Очень разнообразные и противоречивые впечатления, во время прочтения книги.

Сострадание к псу, сменяется ненавистью, за проросшую в нём гордыню, жестокость и чрезмерную самоуверенность. Которая в финале книги, в свою очередь, сменяется на жалость к глупому и недальновидному созданию, погибшему за туманные идеалы.

Смысл произведения, интуитивно понимаешь во время прочтения, но основные мотивы автора, открылась лишь в конце, когда я узнал годы создания этого произведения. Тут встало всё на свои места и роли каждого персонажа, или группы персонажей, заняли своё место. Всё стало очевидным и понятным.

Произведение написано красочно, с большим, порою чрезмерно, количеством эпитетов и аллегорий. Читать его интересно.

Источник

Евгений Коган, «Babel books TLV»

Польский классик Владислав Реймонт в 1924 году получил Нобелевскую премию по литературе и написал повесть «Бунт», которую хочется назвать предтечей оруэлловского «Скотного двора», хотя это, конечно, очень разные книжки. Совсем недавно «Бунт» вышел по-русски (перевод Яна Мержвы), и теперь каждый может ознакомиться с, пожалуй, самой радикальной, жёсткой, кровавой и реакционной антиутопией ХХ века. 

Сравнения с книгой Оруэлла напрашиваются сами собой — в написанной двадцатью годами ранее книге животные тоже поднимают мятеж против человека, только более масштабный, забитый пёс Рекс, когда-то барский любимчик, а теперь еле живой голодный израненный зверь, раздувает из искры пламя поистине вселенского масштаба. Повинуясь стихийному вожаку за ним следуют не только десятки тысяч голов домашнего скота, но и дикие звери, обитатели лесной чащи. Да и целью своей Рекс ставит не только (и не столько) уничтожение человеческого рода, но достижение далёкой чудесной земли, текущей, грубо говоря, молоком и медом, — дорогу туда покажут перелетные птицы, но прежде нужно преодолеть длинный путь, полный опасностей, голода, предательств и смертей. Вообще, этой сказке (именно так определяет ее жанр автор) больше бы подошло название «Смерть повсюду» — страницы небольшой книги буквально сочатся смертью и насилием, Реймонт, не сдерживаясь, наполняет повествование непривычным натурализмом, кости хрустят, кровь льется рекой, озверевшие (именно так) животные пожирают, раздирают, топчут друг друга — по пути к обещанным справедливости и счастью. Пёс Рекс быстро превращается в тирана, и Реймонт удивился бы, насколько он в этом смысле прав — но он умер в 1925 году и не смог убедиться в собственной прозорливости. Но — вот, есть его текст, жуткий и, к сожалению, во многом оправданный приговор многому из того, что принято называть освободительным движением (как же хочется верить, что это не так, — и как же мало осталось этой веры). Это очень, очень грустно (и довольно страшно). 

«Бунт», подозреваю, был написан под впечатлением от октябрьского переворота и событий, последовавших за ним — наверное, отсюда у автора такое нарочитое презрение к условному «народу», лишь на словах жаждущему свободы, но достойному лишь кнута и миски похлёбки. И вот тут было важно,чем же закончит Реймонт свой злой и безысходный текст. Так вот, поверьте, такого финала вы точно не ожидаете. И это дико круто.

Источник

ISBN 978-5-89059-533-1
Издательство Ивана Лимбаха, 2024


Пер. с польск. Яна Мержвы.

Редактор: П. К. Добренко
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Оформление обложки: Н. А. Теплов

Переплет, 224 с.

УДК 821.162.1-31 «19» = 161.1 = 03.162.1

ББК 84.3 (4Пол) 6-44-021*83.3

Р 35

Формат 84x1081/32
Тираж 2000 экз.
16+