Отрывок
Пульхерия Ивановна и Соня Мармеладова, «прекрасная» и «премудрая», я
слышу то же слово и тот же голос — глас из рая и глас из ада: «Бог не
попустит!» У Пульхерии Ивановны из ее безмятежного сердца на жестокое
замечание Афанасия Иваныча о пожаре: «их дом сгорит», и у Сони из ее
жертвенного сердца на каторжное (по-другому Достоевский не может)
Раскольникова, что «она захворает, свезут ее в больницу, а Катерина
Ивановна помрет и дети, для которых она в жертву себя принесла,
останутся на улице и участь сестры ее Полиньки — ее участь „гулящая“»!
— «Бог не допустит!»
«А может, никакого и Бога нет», конечно, в добром человеческом смысле:
попроси — не откажет. Но ни Пульхерия Ивановна, ни Соня по их вере не
хотят да и не могут слышать: вера всегда наперекор.
А вот и перекличка 1835 «Старосветские помещики» и 1605 г. «Дон Кихот».
В Дон Кихоте в повести о «безрассудном любопытном» про жену Ансельма:
«ее желания не переступают за стены ее дома», а в «Старосветских
помещиках» «ни одно желание не перелетает через частокол, окружающий
небольшой дворик». Перекличка не заимствование, а общее восприятие,
Гоголь и Сервантес: Дон Кихот и Чичиков.
Есть в «Старосветских помещиках» автобиографическое: полдневный
окликающий голос. Этот голос услышал Афанасий Иваныч, вестник его
смерти, слышит и Гоголь и в детстве и перед смертью, когда начнет свой
подвиг: сожжет рукописи и откажется от еды.
Есть в «Старосветских помещиках» загадка: серенькая кошка Пульхерии
Ивановны. Почему пропадавшая и вдруг появившаяся кошка, это тихое
творение, «которое никому не сделает зла» означено, как знак смерти,
как тот неизбежный и ничем неумолимый пожар — жестокая шутка Афанасия
Иваныча; земной конец доброй бесхитростной души?
В «Майской ночи» ведьма-мачеха, жена сотника, является ночью
панночке-падчерице под видом кошки — шерсть горит, железные когти:
кошка-оборотень. И в «Вечере накануне Ивана Купала» ведьма
оборачивается кошкой. И явившаяся Пульхерии Ивановне кошка была не ее
пропавшая, серенькая — ту давно дикие коты съели — а именно оборотень
какого-то демона первородного проклятия. И этот демон отравил своим
появлением Пульхерию Ивановну: «Пульхерия Ивановна задумалась».
Слышите: «задумалась!»
«Это смерть моя приходила за мной!» сказала Пульхерия Ивановна себе и ничто не могло ее рассеять, весь день она была скучная».
А в гроб положили Пульхерию Ивановну в шкурке съеденной котами ее
ласковой кошки — в серенькое платье с небольшими цветочками по
коричневому полю.
Такой видел ее в последний раз Афанасий Иваныч и такой останется она у него в глазах.
И услышав полдневный окликающий голос — голос важнее чем видеть — день
был тих и солнце сияло, он обернулся, но никого совершенно не было:
посмотрел на все стороны, заглянул в кусты — нигде никого. Он на минуту
задумался; лицо его как-то оживилось и он, наконец, произнес: «это
Пульхерия Ивановна зовет меня!»
А может, все это не так, одни мои догадки, чепуха и никакого оборотеня,
но одно несомненно: что человеку в райском безвременном состоянии
задумываться не полагается: мысль и время одно, а время — смерть: «я
мыслю, значит, я умру».
И есть еще вопрос, вечный вопрос человека над могилой человека, неразрешимый: «так вот уже и погребли ее, зачем?»
И Гоголь заплакал.
«Боже, как грустна наша Россия!» отозвался Пушкин голосом тоски.
Гоголь поднял глаза и сквозь слезы видит за его столом кто-то согнувшись пишет.
«Кто это?»
«Достоевский», ответил Пушкин.
«Бедные люди!» сказал Гоголь и подумал: «растянуто, писатель
легкомысленный, но у которого бывают зернистые мысли» и заглянув в
рукопись, с любопытством прочитал заглавие: «Сон смешного человека». И
проснулся.
Гоголь проснулся, но это было не пробуждение в день, а переход в другие
потайные круги своего заповедного судьбой сна, в тот круг, где он
увидит тайну своего преступления — кровавую слезу панночки, и тот круг,
где откроется тайна крови — «Страшная месть».
Погружаясь в пропастные пространства памяти, он слышит, как глухо шумят
и отдаются удары — удар за ударом — мгновенно пробудившихся волн
Днепра.
Отрывок
Всякая человеческая жизнь великая тайна. И самые точнейшие проверенные
факты из жизни человека и свидетельства современников не создают и
никогда не создадут живой образ человека: все эти подробности жизни —
только кости и прах. Оживить кости — вдохнуть дух жизни может легенда и
только в легенде живет память о человеке.
Ленинское о Толстом: «срывание всех и всяческих масок» — наивная
детская повадка ломать игрушки. Что ж, оторву руки, оторву ноги,
доберусь до самого горла или в живот к пружинке-пищику, все пальцы себе
исцарапаю над пружинкой, наконец, и ее оторву, а тайна останется — ее
не вырвешь: кукла, подымающая и опускающая веки, а если подавить брюшко
— пищит. Наивные дети! И Толстой, правдиво разложивший Наполеона, и
Ленин, оценивший эту правдивость. Но и Наполеон и Толстой, сколько бы
ни срывали с них масок, живы и будут жить в легенде.
Легенда и есть дух жизни.
День человека: как он встает, ест, пьет — эти мелочи жизни, хотя бы
восстановленные с фотографической правдивостью, ничего не прибавят и не
убавят к живому образу человека — все эти живейшие движения, общие с
другими людьми, мертвы. И всякие собрания анекдотов, сплетни, суд
современников и даже собственные признания, сводящиеся обыкновенно к
общему, и как всякие откровенные признания, никогда не без показной
фальши, также мертвы. Дух жизни дает легенда, а легенда о писателе
создается из его произведений, в которых писатель выражает себя и
только себя в самом своем сокровенном, а через себя и тайну жизни.
Тургенев — сновидец. Реальность его жизни громадна: явь и сон. Из
скрытой сонной реальности, глубины не Гоголя, и не Толстого, и не
Достоевского, почерпнул он силу Елены «Накануне», силу Лукерьи «Живые
мощи», силу Марианны «Новь» и силу Лизы «Дворянское гнездо» — силу
четырех матерей.
Тургенев — сновидец. Ни один писатель не оставил столько снов — редкий
тургеневский рассказ без сна. Из писателей второго круга, к которому
принадлежит Тургенев, только Лесков, и в этих снах их общее.
Тургеневу приснился сон: зеленый старичок дал ему орешек (Рассказ
о. Алексея). Этот зеленый старичок Гоголь. Из учеников Гоголя, а
ученики Гоголя — и Достоевский, и Писемский, — Тургенев добросовестно
исполнил все, что получил от своего учителя: от «Записок охотника» до
«Песни торжествующей любви».
Слова Тургенева робки — для гоголевской «нестерпимо звенящей трели» он
глух, и в самом известном его «Русский язык» вышла путаница с «могучим»
и «свободным». Тургенев владел и «обходительным», по петровской
терминологии, или «крестьянским наречием», по Пушкину, искусно
имитировал мужика и создал вместе с Писемским и Толстым условно
народный язык, в котором простонародные слова выражаются в речи
книжного литературного склада; синтаксисом народной речи — сказом
займется Лесков, первый после протопопа Аввакума, и словесно станет
ближе — понятнее простому русскому народу, чем самый «народный» «Бежин
луг», который всегда останется барской подделкой.
Тургенев описывает природу, изображая землю и небо, цветы, ночь, звезды
и зори, весну, осень, лето и зиму. Его описания, как подобные же у
Гоголя, Толстого, Писемского, Лескова и Гончарова, вошли в наш глаз;
эти описания создали целый мир «русской природы» — музейный памятник
любующегося глаза. Но какому современному писателю, прошедшему или
пытающемуся пройти через высокий мир Гоголя, Толстого и Достоевского,
придет в голову заниматься «описанием природы», которой вообще в
природе и не существует, а есть сила — и добрая со всей теплотой
материнского сердца, и злая — со всей беспощадностью к незащищенным,
сила, которая ненавистна своим «законом» и «необходимостью» для
мятежного, своевольного сердца.
В революцию все бросились на «Бесов» Достоевского, искали о революции.
И всякий прочитал «Бесов», пропуская сокровенные слова о человеческом
«сметь» — о такой революции, о которой не снилось никаким «титанам» —
любимое выражение о себе наших революционеров мотыльков! — эти мысли
Достоевского в признаниях Кириллова о победе над «болью» и «страхом» и
начале новой эры с человеком, распоряжающимся своей судьбой; пропуская
также и «красненького паучка» — об этой тайне жертвы, на игре которой
стоит мир не взорванный еще революцией, которую рано или поздно подымет
Кириллов — «Исповедь Ставрогина». И никто не подумал о неумиренной
пламенной Марианне «Новь», и которая, я знаю, никогда не успокоится, и
о ее сестре, открытой к мечте о человеческой свободе на земле, о Елене
«Накануне», а кстати поискать «бесов» совсем не там — жизнь на земле
трудная и в мечте человека облегчить эту жизнь, какие там «бесы»! —
нет, не там, и уж если говорить о «бесах», вот мир изображенный
Тургеневым, Толстым, Писемским и Лесковым — вот полчища бесов, а имя
которым праздность, и самовольная праздность.
Издательство Ивана Лимбаха, 2005
Сост., подг. текста, вступ. статья
и коммент.: Е.Р. Обатнина
Редактор И. Г. Кравцова
Рисунки: А.М. Ремизов
Корректор О.Э. Карпеева
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Худож. оформление, макет: Н. А. Теплов
Переплет, 368 стр. ил.
УДК 882 ББК 84(2Рос-Рус)6 Р38
Формат 60x1001/16 (238х150 мм)
Тираж 2000 экз.