Отрывок из романа
Любовь побеждает все. Хоть и известно, что это не так, но тем не менее…
Сердце щемит при виде строк: о, только бы это была правда, о, если бы
только это оказалось правдой. Пока голос автора не срывается, все очень
строго, корректно и по-деловому. Одна книга - желтая, другая - черная,
неполная, или подвергнутая цензуре, и еще одна - красная. Вместе они
составляют "Книгу вопросов", рассказывающую о Бланш и Мари. Больше
ничего нет.
Приходится с этим смириться.
Любовь побеждает все. Как рабочая гипотеза. Или глубинная болевая точка.
Через два года после того, как Мари Склодовской-Кюри была вручена
вторая Нобелевская премия - премия по химии за 1911 год, а ее любовник
Поль Ланжевен воссоединился с женой Жанной и, с ведома последней,
вступил в более-менее прочную связь со своей секретаршей, Мари
перенесла хоть и ожидаемый, но от этого не менее страшный удар: однажды
утром ей сообщили, что жившая в ее парижской квартире подруга, Бланш
Витман, обнаружена мертвой.
Бланш пыталась перебраться из кровати в деревянный ящик на колесиках. Не получилось. И она умерла.
Причину смерти устанавливать не стали, но забиравшие тело отметили его
чрезвычайно малую длину, а также что Мари Склодовская-Кюри настояла на
том, чтобы лично уложить искалеченный торс в гроб. На прощание она в
течение часа просидела на стуле возле покойной, положив руку на крышку
гроба, а носильщикам пришлось дожидаться в соседней комнате. Она не
пожелала им ничего объяснять и лишь бормотала: я всегда буду рядом с
тобой.
Потом гроб унесли.
В единственном некрологе Бланш Витман называли "легендарным феноменом"
и отмечали ее роль медиума профессора Ж. М. Шарко. Она оставила после
себя тетради, о которых стало известно только к концу 1930-х годов и
которые полностью никогда не публиковались.
Мари Кюри в своих мемуарах о существовании Бланш, как и о многом другом, не упоминает.
Я ее за это не осуждаю.
Отрывок из книги
Пьер Кюри был учителем Поля Ланжевена в Школе индустриальной физики и
химии еще в 1888 году, Полю тогда было семнадцать лет. С Мари он
встречается в 1895 году, сразу после ее свадьбы с Пьером. Пьер вызывает
у него восхищение. Поль преклоняется перед ним: Пьер всего достиг, ему
принадлежит и такая уникальная собственность, как Священный Грааль -
тело Мари. Она - Священный Грааль.
Поль знает, что коснувшийся Священного Грааля должен умереть - в этом таинство и глубинная движущая сила любви.
Он уверен в справедливости теории философов-просветителей,
утверждающих, что поиски счастья являются уникальной привилегией
человека, но, поскольку единственным возможным для себя счастьем он
считает Мари, а поиск этого счастья для него исключен, теория рушится.
Он начинает думать об этом как о "неизбежности человеческой трагедии".
Легче не становится. Он рассматривает жену своего учителя как символ
невозможности любви. Потом Поль становится коллегой Мари, но уже
позднее, по прошествии нескольких лет. Она пребывает совсем-совсем
рядом с ним. Невозможное преследует его.
Ему кажется, что он съеживается.
Как мучительно, что она так близко. Недостижимое не должно находиться в
такой близости, что его можно коснуться. Мари двигается совсем рядом,
но на бесконечном расстоянии. По мере того, как возрастает его
восхищение Пьером, увеличивается и нечто другое: расстояние? жажда
Грааля? или ненависть?
Сперва он разговаривает с Мари почтительно, потом по-дружески, потом
чуть ли не гневно. Мари, Мари, чем это кончится, такая красивая, мягкая
и недоступная для прикосновений.
"Поль - странный физик-ядерщик, он верит в ионы, как в религию!" -
снисходительно говорит его учитель Пьер; разве не следует ненавидеть
такую снисходительность и дружелюбие? К тому же Поль - республиканец,
критически настроенный к французской системе образования и ненавидящий
какие бы то ни было иерархии, в 1898 году он подписал петицию Золя в
защиту Дрейфуса, что делает волну возмущения в прессе, связанную со
скандалом вокруг Мари Кюри, менее понятной.
Может быть, Поль заслужил свою иностранку? Вероятно, еврейку? Возможно, так все и должно было быть?
Отрывок из книги
Потом Мари начала разбирать почту.
Там было письмо из Швеции от Сванте Аррениуса, члена правления
Королевской академии наук, которая несколько недель назад присудила
Мари Нобелевскую премию по химии, ее вторую Нобелевскую премию, правда,
на этот раз присужденную ей одной.
В отличие от предыдущих писем, тон этого письма был холодным.
"Во французской газете было опубликовано приписываемое Вам письмо,
которое широко перепечатывается прессой и здесь. По этой причине я
посоветовался с коллегами относительно того, как нам следует
действовать в сложившейся ситуации. Все указывает, смею надеяться,
ошибочно, на то, что опубликованная переписка не является чистейшей
фабрикацией.
Мои коллеги пришли к единодушному мнению о нежелательности Вашего
присутствия здесь 10 декабря. Поэтому я прошу Вас оставаться во
Франции; никому не известно, что может произойти во время вручения
премий.
Если бы Академия полагала, что данное письмо может быть подлинным, она,
несомненно, не присудила бы Вам премии, прежде чем Вы представили бы
веские доказательства того, что это письмо - фальсификация.
Поэтому я выражаю надежду, что Вы телеграфируете постоянному секретарю
К. Аури-виллиусу или мне, что не сможете приехать, а затем напишете
письмо и заявите, что не хотите принимать премию, прежде чем удастся
доказать, что обвинения в Ваш адрес лишены всяких оснований".
Шведы тоже не хотят иметь с ней дела.
Дошло и туда. И до них.
Она разбудила Бланш и прочитала ей полный текст письма, совершенно чистым, почти детским голосом.
Они больше не хотят иметь со мной дела, сказала она после долгой
паузы. Шведы не хотят, чтобы я приезжала. Они хотят, чтобы я,
устыдившись, добровольно отказалась от премии.
- Что ты собираешься делать? - спросила Бланш.
Мари не ответила, а просто пошла на кухню и приготовила им легкий
завтрак из того, что имелось в доме. Потом Бланш долго говорила с ней
и, по ее собственным словам в "Книге", почти не сдерживаясь, во всяком
случае, в непечатных выражениях охарактеризовала этих шведских бабников
и задницу из Королевской академии наук, посмевших критиковать ее
подругу.
- Мне не в чем себя упрекнуть, - прошептала в ответ Мари, едва слышно,
словно на пробу, точно пытаясь проверить, выдержат ли слова.
Мне не в чем себя упрекнуть.
- Так и ответь, - парировала Бланш. И Мари написала письмо к члену
академии Йёсте Миттаг-Леффлеру, подчеркнув, что премия присуждена ей за
открытие радия и полония и что она намеревается получить эту премию в
ранее оговоренном месте 10 декабря 1911 года.
Так и вышло.
Она прибыла в Стокгольм утром 10 декабря, под серым моросящим дождем, и
в тот же вечер приняла премию из рук Густава V. Во время церемонии Мари
двигалась с достоинством, но скованно, точно испуганно, и все отметили,
что у нее серое лицо и она производит впечатление изможденной и
больной. Согласно газете "Свенска Дагбладет", она была "одета, так и
тянет сказать, в подчеркнуто простой черный костюм, безо всяких
украшений". Никакой глины. Когда она принимала премию, "аплодисменты
переросли в овацию". По мнению газеты "Дагенс Нюхетер", она
поблагодарила короля с "едва ли отвечающим придворному этикету
поклоном".
Она собралась с силами, ни на секунду не позволяя себе поддаться воздействию шепотов или намеков.
Издательство Ивана Лимбаха, 2005
Пер. с швед.: А. В. Савицкая
Редакторы И. Г. Кравцова, С. И. Князев
Художник Н. А. Теплов
Корректор Л. Н. Комарова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Макет: Н. А. Теплов
Переплет, 280 стр.
УДК 839.7 ББК 84(4Шве)-44 Э31
Формат 75x901/32 (184х115 мм)
Тираж 2000 экз.
Книгу можно приобрести