Наталья Чупахина, Журнал Дипломат, 2007, № 9

Рецензия на книгу - Рецензии

Вернуться в раздел

 

Труд историка и прозаика Леонида Юзефовича позволяет увидеть историю России того времени под углом зрения дипломатии, глубже понять ее, больше узнать о том, как и кем она создавалась. По прочтении книги становятся яснее особенности современных отношений с теми или иными странами. Но в основном, конечно, это книга об истоках русской дипломатии.

"Самыми давними и интенсивными были контакты Москвы с Великим княжеством Литовским. При Василии III нормы русско-литовского дипломатического обихода были перенесены на отношения с остальными партнерами. Был выработан дипломатический этикет, достаточно гибкий для того, чтобы использовать его при контактах равно с Востоком и с Западом".

"Путь посла" - уникальная книга, в которой автор собрал, классифицировал и проанализировал вплоть до мелочей нормы, более двух столетий существовавшие исключительно в устной традиции: отношения монарха и посла, права дипломатов, особенности ведения переговоров, структура текста ответной грамоты... Из деления книги на главы становится понятно ее название - автор подробно описывает путь посла от своего государя до стола переговоров: "От границы до Москвы", от посольского подворья на аудиенцию, которая являлась кульминацией пребывания посланников в России ("Путь во дворец"), на переговоры ("В "ответной" палате" - так называлась палата в Кремлевском дворце, где послам давался "ответ" на привезенные ими грамоты).

"Вся обстановка, окружавшая послов с того момента, как они пересекали границу, была своего рода бессловесным посланием, подчинялась определенным правилам, связанным с идеологией власти и политической ситуацией и в совокупности с правилами поведения собственных представителей за рубежом составляла посольский обычай страны".


Посол - "око государево"

Прежде всего, автор объясняет предпосылки переговоров, дает почувствовать ответственность и честь, возложенную на посланников тех времен: если монарх считался посланником Бога, воплощением государства, то посол - его сердцем, оком, "лучом от солнца". "Считалось, что Бог, поделив вселенную между своими земными наместниками, обязал их через посланников "ссылаться" друг с другом, чтобы поддерживать равновесие подлунного мира. Но если сама идея дипломатических отношений восходит к источнику вне этого мира, то и правила, которыми они регулируются, есть не что иное, как божественные заповеди".


Посол - лицо неприкосновенное

Надо сказать о праве неприкосновенности послов, обусловленном опасностью этой профессии. Бывало, что иностранные посольства в России становились жертвами разбоя, поэтому от самой границы и до конца пребывания в стране послов надежно охраняли, но существовали и другие гарантии их безопасности. Например, размен послов, который влечет за собой правила очередности отправления посольств. "В русско-крымской дипломатической практике XVI века был принят "размен" послов. Он происходил на южных границах. Отсюда в одно и то же время русский посол отправлялся в Крым, ханский в Москву, и каждый служил заложником безопасности другого". Также были приняты "посольские съезды". Друг напротив друга ставили два шатра, а переговоры велись между ними на месте, которое теперь называется нейтральной территорией. Иногда, наоборот, приходилось защищать население от иностранных посланников. "В пути посланцев крымских и ногайских ханов сопровождал усиленный конвой, следивший, чтобы привыкшая к набегам посольская свита не грабила придорожные деревни".


Русский посольский обычай

Строгим и утонченным был дипломатический протокол Средневековья. Даже современники едва ли в состоянии были понять и объяснить все элементы и тонкости посольского обычая того времени, яркое описание которого представлено в книге Леонида Юзефовича. Все имело значение: и маршрут продвижения делегации от границы к Москве, который определялся тем, насколько сильное впечатление хотели произвести на послов могуществом и богатством страны, и прием, оказанный им в столице. Например, предоставление лошадей и "корма" (пропитания посла и его спутников), было выражением и гостеприимства царя, и его власти над прибывшими. "Если "корм" отвергался, это роняло государеву честь. В 1607 году колоссальный переполох вызвала попытка польских послов вывесить на ограде Посольского двора куски неудовлетворившей их баранины".

Однако посланники должны были уметь не только с достоинством представлять своего государя за рубежом, но и приспосабливаться к ситуации в конкретной стране, что зачастую было нелегко. Например, иностранным послам запрещалось находиться на аудиенции у русского царя при оружии, хотя на Западе было принято ношение послами шпаги. "Требование быть на аудиенции без оружия было настолько ультимативным, что не подлежало ни обсуждению, ни даже письменной фиксации". О том, что английский посланник Еремей Боус в 1583 году восстал против этого правила, и шпагу у него пришлось отбирать силой, известно из письма Елизаветы I к Федору Ивановичу. Нашим же посланникам в мусульманских странах царь запрещал ходить в подаренных им национальных одеждах, несмотря на то что ношение этих костюмов было оказанием уважения принимающей стороне.


Посольские дары

"До второй половины XVII века сложная система даров не имела строго регламентируемых форм, что говорит о ее естественном происхождении. Она уходила корнями в древнейшие представления о том, что даритель и одариваемый вступают в магическую связь, способствующую прочности и действенности и контакта". Строгой регламентации подчинялись и дары, преподносимые монарху. Дар был и символом дружественного расположения царя, и показателем богатства страны, однако деньги дарить было нельзя - их могли принять за дань. Русским государям преподносили удивительные вещи: от передвижных аптечек с набором снадобий до слонов. "Англичанин Джером Горсей видел в царской сокровищнице чрезвычайно ценимый Иваном Грозным магнит, доставленный, возможно, из Дербента, где находили глыбы магнитного железа".


Путь посла и путь человека

В заключении книги автор философски размышляет о смысле посольской миссии в истории отношений между странами и народами, о смысле жизни посла: "Путь посла от рубежей страны до подножия трона - это еще и метафора пути человека. Над ним тяготеет власть того, кем он послан, и необходимость подчиняться тем, с кем приходится иметь дело. Однако при этой двойной несвободе, продвигаясь от испытания к испытанию, он, если сумеет выйти из них с честью, в итоге оказывается более свободен, чем до начала пути... Он предстает перед тем, к кому послан, не как слуга, а как творец смыслов, и победителем возвращается к тому, кто его послал, чтобы в конце убедиться, что автор и адресат доверенного ему послания - одно лицо. Последнее - единственное, чем наш путь отличается от пути посла".


Наталья Чупахина
Журнал "Дипломат", 2007, № 9

   © Наталья Чупахина , 2007.

Юзефович Л. Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 344 с.     О книге на нашем сайте.