С. Гедройц, Звезда, № 12, 2007
Рецензия на книгу - Рецензии
Между тем предмет разъяснен до последней тонкости. В XVI каком-нибудь столетии за такое печатное пособие любой европейский государь не пожалел бы золотых монет, да еще и произвел бы Леонида Юзефовича в министры.
Тут есть все, что надо знать дипломату, отправленному в прошлое, и притом на Восток - в Москву, в Крым, в Константинополь. По бесчисленным и впервые исследованным источникам составлена наиподробнейшая инструкция: как одеться, как поклониться, что в каких обстоятельствах сказать обязательно, а чего ни в каком случае не говорить и чему ни за что не удивляться.
Бездна сведений, но ничего лишнего; и все передано с необычайной вразумительностью. Происхождение той или иной формулы поведения прослежено по возможности до корней.
В результате перед глазами читателя вырастает реальность, состоящая сплошь из условностей, но совершенно прозрачная; в ней цвет наполнен смыслом.
"Для Грозного, любившего театральные эффекты в политике и в быту, одежда имела особое значение.
И. Масса пишет, что, когда царь надевал красное платье, он проливал кровь подданных, когда черное, то людей убивали без пролития крови - топили и вешали; когда белое, всюду веселились, "но не так, как подобает честным христианам…"".
Подробностей тут - прежде не известных - целая Грановитая, целая Оружейная палата. Посуда, украшения, доспехи, рухлядь - что угодно для души; ликуй, специалист, млей, любитель. "В Европу обычно посылались меха, но ни в коем случае не сшитые из них шубы. В отношениях равного с равным дарить одежду не полагалось. В иерархии "мягкой рухляди", или "пушной казны", беличьи шкурки находились в самом низу и возились коробами, выше стояли куницы, еще выше - горностаи. Вершину пирамиды занимали чернобурые лисицы и соболя (волчьи, лисьи, бобровые и лосиные шкуры были скорее исключением, чем правилом). Главенствовал соболь, имевший, видимо, кроме рыночной, еще и символическую ценность…"
В общем, книжка восхитительная. С неожиданным и чудесным заключением: про то, что ведь и каждый человек на разных этапах бытия исполняет посольскую должность и пользуется приемами посольского ремесла. "Рождаясь на свет или пересекая границу, он вступает в иной мир, где ему предстоит понять правила чужой игры, принять их и решить свою задачу, которая при таких условиях решена быть не может, но устанавливать собственные правила ему запрещено…" И что каждому человеку предстоит "в конце пути убедиться, что автор и адресат доверенного ему послания - одно лицо…"
С. Гедройц
"Звезда", № 12, 2007.
© С. Гедройц, 2007.
Юзефович Л. Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 344 с. О книге на нашем сайте.