Илья Овчинников, Взгляд, 1 декабря 2007

Рецензия на книгу - Рецензии

Вернуться в раздел

 

Нашему читателю этот нидерландский композитор и музыковед знаком в первую очередь как соавтор великолепной книги "Часы Аполлона. О Стравинском", написанной им вместе со знаменитым коллегой Луи Андриссеном в 1983 году и спустя два десятилетия переведенной на русский.
Вслед за "Часами Аполлона" по-русски вышла в аналогичном оформлении книга Андриссена "Украденное время". "Порох" Шёнбергера - естественный венец этой трилогии, хотя и оформлен иначе, отчего не воспринимается визуально как третий том. Впрочем, все три появились на русском языке по инициативе и в переводе Ирины Лесковской, блестящего специалиста по нидерландской музыке, поэтому дух, объединяющий книги, остался неизменным.
Этот дух, вероятно, и является выражением того, какой должна быть в идеале современная музыкальная литература: афористичной - книгу Шёнбергера хочется цитировать как главами, так и отдельными фразами вроде "Я глохну, но я существую"; нахальной в лучшем смысле слова - являясь композитором и руководителем известнейшего ансамбля современной музыки, Шёнбергер не боится быть на дружеской ноге с Гайдном, Бахом и тем же Стравинским; свободной от авторитетов - в статье с симптоматичным названием "Спасите Малера!" автор нападает на грандиозные малеровские фестивали и как будто на самого Малера, язвительно резюмируя: "Десять симфоний Малера подряд - чем не доза для зажиточного музыкального наркомана?"
В то же время ни нахальство, ни видимое панибратство по отношению к великим не являются здесь самоцелью: право на подобную смелость автору дает его безграничная любовь к музыке.
Если Стравинский тревожился по поводу того, что появление радио и пластинок делает слушателя менее требовательным и более избалованным, Шёнбергер говорит примерно о том же - с поправкой на новую эпоху, когда без всяких усилий доступна уже практически любая музыка.
Признавая CD абсолютным суррогатом по сравнению с концертом и даже с виниловой пластинкой, автор фантазирует: "Идеал - диск со встроенной программой скрипа: при каждом следующем прослушивании чуть больше скрипа и шума, в знак износа слуховых привычек - с обязательным уничтожением в конце гарантийного срока".
Развернутое признание в любви к Стравинскому в последней части книги возвращает нас к "Часам Аполлона", где Шёнбергер впервые заговорил по-русски, и напоминает о главном юбиляре уходящего года: "Музыка Стравинского дарит слушателю волнующее двойственное чувство произвола и неизбежности одновременно".


Илья Овчинников
"Взгляд", 1 декабря 2007 г.

   © Илья Овчинников, 2007.


Элмер Шенбергер. "Искусство жечь порох" -     О книге на нашем сайте.