272

вернуться

Кейзер Берт
Танцы со Смертью: жить и умирать в доме милосердия

 
Влад Ребров
В 1994 году голландец Берт Кейзер, философ и врач, выпустил свою главную книгу Het refrein is Hein, представляющую собой по сути беллетризованный дневник медика, работающего в больнице, включающей в себя также дом престарелых и хоспис. Роман мог бы пройти абсолютно незамеченным в силу своей специфичности, если бы не одно но. Книгу Кейзера выделяет очень редкое свойство. Хладнокровная, откровенная природа рассуждений о Смерти в судьбе человека, об управлении этим неконтролируемым явлением и о том, что именно она значит для каждого из нас.

Каждый из пациентов больницы Де Лифдеберг завершает свой жизненный путь и Антон, главный герой книги, становится проводником по водам Стикса для этих людей. У многих из них даже нет семьи или близких друзей, о ком-то забыли, кого-то не любят, и тогда доктор становится для них nearest, if not dearest. Перед взглядом читателя проносится сонм персонажей, внезапно взглянувших Смерти в лицо, впустивших Безносого в свое пространство борьбы и осознавших, что таймер их существования скоро обернется множеством нулей. И тут оказывается, что умирание тоже искусство, и по плечу оно лишь единицам, самым стойким из нас.

Происходящее в Де Лифдеберге дает пищу для размышлений склонному к философствованию доктору. Он сетует на переоценивание медицинской науки. Люди по какой-то причине считают, что медикам подвластна человеческая жизнь, но это, разумеется, не так, и Антон, опытный уже врач, говорит о беспомощности коллег, об их перманентном поражении в схватке со смертью. Он сетует на религию, главную препону эвтаназии. Категории грешности, по мнению автора, мешают ясному мышлению. Нидерландец бросает вызов Богу, позволяющему страдать человеку и отвергающему возможность распоряжения собственной судьбой. Он неоднократно вспоминает Людвига Витгенштейна, чья философия идет рука об руку с его жизнью и сыплет отсылками к месту Танатоса в мировой культуре. Сквозь обрывки реминисценций, ироничные диалоги с пациентами, жаркие споры с коллегами и проступает контур портрета этого благородного человека, дело жизни которого - сознание смерти. События, происходящие с ним в Де Лифдеберге, становятся поводом к разговору.

И в первую очередь это разговор об эвтаназии. На проблему управления смертью делает акцент как сам автор, так и переводчик текста. В Нидерландах самоубийство с врачебной помощью в ограниченном порядке сделали легальным в 1975 году. Однако со временем условия возможности становятся все шире. В «Танцах со смертью» очень подробно описывается быт смертельно больных людей, страдающих от нескончаемых болей. Большая часть из них буквально молит об эвтаназии. Даже сомнения не способны заставить их свернуть с пути.

«- Антон, ты не считаешь, что браться за это бессмысленно? Ведь там наверху не будут меня упрекать, что я боролся недостаточно?

Оглядываясь на все последние месяцы, ему трудно удержаться от слез. Его мучает мысль, что из-за страха он может по оплошности погубить шансы на выздоровление или на улучшение своего состояния. Денно и нощно обшаривает он горизонт в поисках этой единственной крохотной точки, а тут приходят они с обманчивыми посулами химиотерапии. Ведь это оскорбительно: «Голодному, пожалуй, можно дать старый сухарь но не ворох пустых обещаний».

Финал каждой такой истории хорошо известен врачам больницы, и эвтаназия, в сущности, единственный способ избежать бессмысленных страданий. Жертвы деменции же страшатся не просто болей, но полного распада личности, вымирания в себе человеческого. Их не пугает прекращение жизни – оно все равно для них наступит, вопрос лишь в форме.

Послесловие Дмитрия Сильвестрова недвусмысленно намекает на важность именно разговора об эвтаназии. В России, стране, где традиционно существуют табуированные темы (и добровольное умирание – одна из них), начать диалог об этом кажется особенно значимым.

На вызовы времени рано или поздно придется ответить. В век, когда вся прогрессивная общественность отстаивает право человека на полную самостоятельность в выборе образа жизни и самоидентификации, игнорировать этичность невозможности полноценного распоряжения своей судьбой становится нельзя. Несмотря на технологический прогресс, идущий семимильными шагами, мы так и не избавились от неизлечимых болезней, приводящих к летальному исходу. Особенно Кейзер скептичен по отношению к раку: он считает, что новости о приближении решения вопроса появляются постоянно, однако на деле люди продолжают мучатся и гибнуть. Света в конце тоннеля не видно. Остроты добавляет тот факт, что книга была написана почти четверть века назад, а ситуация не поменялась. Стоит ли продолжать принуждать людей к страданию? Позиция Кейзера и нидерландского медицинского сообщества ясна.

“Танцы со смертью” вовлекают читателя в макабрические пляски, незаметно впуская в поле зрения Смерть. Можно ее игнорировать. Главное не забывать о том, что замалчивание – решение судьбы не только коллективной, но и личной.

Владислав Толстов
Необычно. Голландский врач-геронтолог работает в хосписе, ведет дневник, описывает истории своих пациентов, умирающих от рака, паралича или болезни Паркинсона, попутно размышляет о природе смерти, о тайнах человеческого увядания. Иногда он циничен, иногда – не на шутку взволнован. Иногда принимается шутить, и понимаешь, что в глазах врача, который ежедневно сталкивается со смертью, она может выглядеть и комически. Много цитат, много философских размышлений, много неожиданных мыслей – об эвтаназии, о культуре, о повседневных событиях. Книга стала бестселлером, но это меньше всего похоже на массовую литературу. Это прежде всего история самого автора – рефлексирующего интеллигента, умного человека, сострадающего и симпатичного. Временами банально, временами – восхитительное оригинально. Советую прочесть.

БайкалИнформ

ISBN 978-5-89059-306-1

Издательство Ивана Лимбаха, 2017

Перевод с нидерл. Д. В. Сильвестрова

Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: А. В. Наумов

Обложка, 432 с.
УДК 614.2 «20» + 616 = 161.1 = 03.112.5
ББК 87.751 + 52.5-021*83.3
К 33
Формат 60×901/32 (215х140 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести