- Анна Аликевич, «Горький»
«Мемуары Левашовой-Стюнкель — это в первую очередь заметки очевидца, а не художника, поэтому они обращены к самой широкой аудитории. Если вы любите Москву, если вам небезынтересен внутренний мир юной дворянки предреволюционной эпохи, если вы хотите ощутить радость и суету Святок и Масленицы, увидеть Рождество начала XX века, погрузиться в быт благополучного интеллигентного семейства, да и просто услышать «шум времени», которое вот-вот выйдет из берегов, — вам сюда. (...) Думаю, главное достоинство рассказов Стюнкель — возникающий в них эффект узнавания. В героине воспоминаний, переживавшей свою юность в первые годы XX века, мы то и дело с удивлением обнаруживаем самих себя... Да, до революции не было телевизоров и смартфонов, но человеческое сердце начинает биться все чаще от тех вещей. У всех была первая запомнившаяся елка — неважно, рождественская или новогодняя; все по открыткам или по картинке с экрана помнят заснеженную Москву, полную огней — неважно, газовых или электрических; все студенты когда-то с восторгом переживали первый день в стенах будущей альма-матер — будь она на Пречистенке или где угодно еще. Первый бал, первая лекция, первый самостоятельный вояж к родственникам, покупка первого «взрослого» платья — разве не у каждого человека есть аналогичные воспоминания?»
Анна Аликевич, «Азбука счастливого дворянского быта», «Горький»
- Сергей Вересков, журнал «Читаем вместе»
Возвращение художницы«Мемуары – удивительная вещь: как правило, самыми интересными, самыми точными им правдивыми оказываются дневники не великих и известных людей, а тех, кто стоит как бы на втором плане – чуть сбоку от истории и всех иерархий. Потому что таким людям не надо красоваться, они меньше думают о своем образе в глазах потомков, и больше – о повседневности. То есть именно о том, что нам, читателям, интереснее всего.
Ксения Левашова-Стюнкель – талантливая русская художница XX века, которая оказалась не то чтобы несправедливо забытой, но обойденной вниманием, как и многие, многие художницы до и после нее. К счастью, постепенно ситуация меняется, и мы узнаем все больше затерявшихся во времени имен. И публикация «Воспоминаний» важное в этом смысле событие.
Помимо таланта художника, в дневниках отчетливо виден огромный писательский дар. Эти мемуары читаются как отличная повесть начала XX века, с огромным количеством подробностей, примет времени, с вниманием и любовью выписанных великолепным русским языком.
«Идя по главной аллее парка, чувствуешь уже горько-соленый запах моря и его сладкую свежесть. С пляжа – длиннейшие мостки, не меньше километра, а там – три домика, три купальни: мужская, женская и детская. Таков был Ревель, таким я его помню».
Сегодня нередко, к месту и не к месту, упоминая о той или иной книге, критики говорят об «утешительной» литературе, хотя на деле речь идет просто о романе со счастливым концом. Однако в случае с «Воспоминаниями» мемуары очень хочется назвать именно утешительными – они пронизаны светом, их чтение облегчает душу, ведь ты понимаешь, что времени нет, что смерти нет, что жизнь – была и будет».
Сергей Вересков, журнал «Читаем вместе», октябрь 2021
- Эльнар Гилязов, топ-лист КРЯКК
«Это обаятельные и непосредственные воспоминания активной участницы художественной жизни России начала ХХ века. Помимо не очень простого пути художницы, эта книга может служить точной энциклопедией нравов и быта того времени, ответит на вопросы, какую судьбу могла выбрать девушка в эти годы и как были устроены формальные и неформальные институты».
Эльнар Гилязов, ТОП-ЛИСТ КРАСНОЯРСКОЙ ЯРМАРКИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
Издательство Ивана Лимбаха, 2021
Редактор Ирина Кравцова
Корректор Ада Блок
Компьютерная верстка Николай Травкин
Дизайнер Михаил Сметана
Фотограф Никита Крестьянинов
Переплет, 256 с., ил.
УДК 94 (470) «19/…» (093.3)
ББК 63.3 (2) 53 + 63.3 (2) 61-49
Л 34
Формат 84x1081/32
Тираж 1000 экз.
16+