386

вернуться

Левашова-Стюнкель Ксения
Воспоминания

 
Анна Аликевич, «Горький»

«Мемуары Левашовой-Стюнкель — это в первую очередь заметки очевидца, а не художника, поэтому они обращены к самой широкой аудитории. Если вы любите Москву, если вам небезынтересен внутренний мир юной дворянки предреволюционной эпохи, если вы хотите ощутить радость и суету Святок и Масленицы, увидеть Рождество начала XX века, погрузиться в быт благополучного интеллигентного семейства, да и просто услышать «шум времени», которое вот-вот выйдет из берегов, — вам сюда. (...) Думаю, главное достоинство рассказов Стюнкель — возникающий в них эффект узнавания. В героине воспоминаний, переживавшей свою юность в первые годы XX века, мы то и дело с удивлением обнаруживаем самих себя... Да, до революции не было телевизоров и смартфонов, но человеческое сердце начинает биться все чаще от тех вещей. У всех была первая запомнившаяся елка — неважно, рождественская или новогодняя; все по открыткам или по картинке с экрана помнят заснеженную Москву, полную огней — неважно, газовых или электрических; все студенты когда-то с восторгом переживали первый день в стенах будущей альма-матер — будь она на Пречистенке или где угодно еще. Первый бал, первая лекция, первый самостоятельный вояж к родственникам, покупка первого «взрослого» платья — разве не у каждого человека есть аналогичные воспоминания?»

Анна Аликевич, «Азбука счастливого дворянского быта», «Горький»

Сергей Вересков, журнал «Читаем вместе»

Возвращение художницы

«Мемуары – удивительная вещь: как правило, самыми интересными, самыми точными им правдивыми оказываются дневники не великих и известных людей, а тех, кто стоит как бы на втором плане – чуть сбоку от истории и всех иерархий. Потому что таким людям не надо красоваться, они меньше думают о своем об­разе в глазах потомков, и больше – о повседневности. То есть именно о том, что нам, чи­тателям, интереснее всего.

Ксения Левашова­-Стюнкель – талантливая русская художница XX века, которая оказа­лась не то чтобы несправедливо забытой, но обойденной вниманием, как и многие, мно­гие художницы до и после нее. К счастью, постепенно ситуация меняется, и мы узнаем все больше затерявшихся во времени имен. И публикация «Воспоминаний» важное в этом смысле событие.

Помимо таланта художника, в дневниках от­четливо виден огромный писательский дар. Эти мемуары читаются как отличная повесть начала XX века, с огромным количеством подробностей, примет времени, с вниманием и любовью выписанных великолепным рус­ским языком.

«Идя по главной аллее парка, чувствуешь уже горько-соленый запах моря и его сладкую свежесть. С пляжа – длиннейшие мостки, не меньше километра, а там – три домика, три купальни: мужская, женская и детская. Таков был Ревель, таким я его помню».

Сегодня нередко, к месту и не к месту, упоми­ная о той или иной книге, критики говорят об «утешительной» литературе, хотя на деле речь идет просто о романе со счастливым концом. Однако в случае с «Воспоминаниями» мемуа­ры очень хочется назвать именно утешитель­ными – они пронизаны светом, их чтение об­легчает душу, ведь ты понимаешь, что времени нет, что смерти нет, что жизнь – была и будет».

Эльнар Гилязов, топ-лист КРЯКК

«Это обаятельные и непосредственные воспоминания активной участницы художественной жизни России начала ХХ века. Помимо не очень простого пути художницы, эта книга может служить точной энциклопедией нравов и быта того времени, ответит на вопросы, какую судьбу могла выбрать девушка в эти годы и как были устроены формальные и неформальные институты».

Эльнар Гилязов, ТОП-ЛИСТ КРАСНОЯРСКОЙ ЯРМАРКИ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 

ISBN 978-5-89059-422-8
Издательство Ивана Лимбаха, 2021

Редактор Ирина Кравцова
Корректор Ада Блок
Компьютерная верстка Николай Травкин
Дизайнер Михаил Сметана
Фотограф Никита Крестьянинов

Переплет, 256 с., ил.

УДК 94 (470) «19/…» (093.3)
ББК 63.3 (2) 53 + 63.3 (2) 61-49
Л 34
Формат 84x1081/32
Тираж 1000 экз.
16+