495

вернуться

Фортье Доминик
Белые тени

 
knigowoman, livelib.ru

При жизни она опубликовала не больше десяти стихотворений. Известность же получила уже после смерти. И только благодаря людям, которые решили сохранить память о ней. Канадская писательница Доминик Фортье сплетает фантазию и реальные факты в тонкую поэтично-лиричную прозу об утрате, поэзии, мире образов и продолжении жизни даже после смерти. Это роман о рождении книги спустя годы после смерти автора. Когда Эмили Дикинсон умерла, она оставила после себя беспорядочные сотни текстов на клочках бумаги, которые с изумлением обнаружила ее сестра Лавиния в старом сундуке. Издание она поручила Мэйбл Тодд, любовнице их брата. Именно она стала редактором первого сборника, проделав огромную работу по разбору стихотворений и приведению их в порядок. К тому же свой вклад внесла лучшая подруга Эмили и жена брата - Сьюзен. Без этих трех женщин сегодня бы никто не вспомнил имени Эмили Дикинсон. Ещё в романе нашлось место маленькой девочке Милисенте, дочери Мэйбел, удивительным образом похожей на Эмили. Умная, любознательная и очарованная деталями окружающего мира девочка как никто понимает внутренний мир Эмили. Женщинам удалось не только издать сборник стихов, но и тем самым продлить жизнь Эмили Дикинсон. «На столе в комнате Эмили спит глубоким сном перо, ему снятся недописанные слова или невидимые стихи, начертанные им в небе, когда оно было дикой казаркой. Перо знает о своем везении: ему удалось прожить две жизни». Прожить сотню жизней в стихотворениях удалось Эмили Дикинсон. Белыми тенями, текстами, вытканными из тишины между слов.

Источник

majj-s, livelib.ru

"Белые тени" продолжают дилогию Доминик Фортье об Эмили Дикинсон, начатую "Городами на бумаге". Первая книга была исполненной нежного любования биографией, вторая рассказывает об истории издания посмертного сборника, открывшего ее миру. Понятно, что если бы его не было, не случилось бы и колоссальной славы Дикинсон, которую признают самой читаемой и цитируемой сегодня в мире поэтессой. А история совсем не простая. Дело в том, что Эмили не только отвергала самую мысль о публикации, но даже просила младшую сестру Лавинию сжечь стихи после ее смерти. Та ослушалась и это еще одно "предательство", которое обернулось большой удачей для всего читающего мира - в веке двадцатом с той же просьбой обратится к своему душеприказчику Максу Броду Кафка, тот не выполнит воли, и мировая литература обретет одного из самых созвучных современности гениев. На самом деле, с Кафкой у Дикинсон больше параллелей: оба предпочитали общению в реале затворничество и вели обширную переписку; оба были достаточно привлекательными для противоположного пола и вполне могли устроить семейную жизнь, но полностью посвятили себя своему дару. Совпадают даже разрозненные листочки, из которых приходилось складывать мозаику - львиная доля наследия Эмили, насчитывающего около 1800 стихотворений, была записана на таких и "Процесс" Кафки попал в руки редактора в виде пачек ненумерованных листов, рассованных по конвертам.

У истории публикации сборника Дикинсон еще и та особенность, что эта работа свела под одной обложкой людей, которым по всему враждовать бы, и значительный вклад внесла женщина, с которой Эмили не была знакома. В общем, они и были врагами в жизни, но основную часть разбора текстов, трудночитаемых, с особенностями пунктуации и вольным обращением с заглавными буквами - Эмили любила их, в отличие, скажем, от Бродского, игнорировавшего традицию титульных литер в начале новой поэтической строки. Так вот, большую часть этой работы проделала Мэйбл Тодд, бывшая хм, любовницей Остина (старшего брата поэтессы), и соответственно ненавидимой соперницей ее любимой подруги Сьюзен. Таким образом, к посмертному изданию томика оказались причастны четыре женщины; сестра Лавиния и невестка Сьюзен, предоставившие архив, и Мэйбл с дочерью Милисент, на тот момент девочкой, но она внесла неоценимый вклад в расшифровку рукописей. А позже посвятила жизнь продвижению и популяризации наследия Дикинсон.

Переплетение непростых отношений этих людей, приправленных ревностью, завистью, предательством, но объединенных любовью к творчеству женщины, прожившей одинокую аскетичную жизнь и никаким способом не добивавшейся такого внимания в самой своей сердцевине содержит мощную пружину интриги, и Доминик Фортье мастерски раскручивает ее. Отличная книга, которой небольшой объем не мешает быть наполненной многими смыслами.

Источник

Анастасия Толочкова, тг-канал «разговор чужими словами»

Два года назад я была как-то слишком даже глубоко тронута книгой Доминик Фортье «Города на бумаге», этакой вымышленной биографией затворницы Эмили Дикинсон, где переплелось всё, что составляло её суть: сад, окно, бумага и бесконечные слова стихотворений и писем. А еще там было немного от автофикционального, немного от эссеистики, очень невесомая и любимая мной книга. С тех пор я ждала продолжения, и вот, в издательстве Ивана Лимбаха буквально недавно вышла новая книга Фортье — «Белые тени». Она была прочитана в деревне перед окном в сад, как полагается, а еще она подышала весенним воздухом и полежала на мокром мхе, что ей очень идет.

Это более земная история о четырех девушках, благодаря которым стихи Эмили Дикинсон увидели свет: младшая сестра, любовница брата, ближайшая подруга и жена того же самого брата и маленькая дочь любовницы. Центральный узел — решение Лавинии, младшей сестры Эмили, не сжигать вместе с письмами и дневниками исписанные стихами и сшитые вручную книжечки и разрозненные фрагменты поэтического. С этого момента начинается кропотливая и вдумчивая работа, переписывание, поиск издателя, подготовка книги, битва за видение поэтической строфы, отстаивание подругами искаженной орфографии и «маленькой незнакомой страны внутри каждого стихотворения».

Но вместе с основными вехами событийного, есть еще и абсолютно фикциональный пласт, истории каждой из героинь, их чувства и эмоции, их личная встреча со стихами Эмили, крупные штрихи характеров. И есть совсем немного самой Фортье, аккуратно вплетающей себя в череду героинь, непрестанно думающих об Эмили Дикинсон.

У книги есть цвет — все оттенки белого, звук — щебет птиц в лесу или крик чайки вдалеке, форма — звезды или снежинки: все любимые явления Эмили переродились в художественные мотивы и хрупкие детали, разбросанные Фортье по тексту с заботой самой близкой подруги. Стихи Эмили для неё — «белые тени, вытканные из тишины между словами, дом, состоящий из одних окон»

«Но ведь очевидно, что стихи о цветах — это тоже стихи о любви, о смерти или о птицах. Эмили никогда не говорит о чем-то одном: будь то предмет или место; она рядом с любовью, позади смерти, внутри птицы»

Источник

Дарья Колганова, тг-канал «Империя должна прочитать»

«Белые тени» — прямое продолжение первой книги. Оно рассказывает о четырёх женщинах, так или иначе связанных с Дикинсон. И спустя десятилетия Доминик, написав эту книгу, стала пятой.

Тут писательница в меньшей степени пытается подражать, но продолжает игру в смыслы. «Белые тени» — стихотворения Эмили, которая будто в насмешку над историей носила только белоснежные, а не черные одежды, в каких она позировала для фотографий. Сестра поэтессы, невестка, любовница брата и дочь последней — каждая на свой лад стала наследницей творчества Дикинсон. Их тоже можно назвать её «белыми тенями». 

Меня зацепили фрагменты про Мейбел, самую младшую из этой четвёрки. Она ни разу не видела мисс Эмили, но увидела и поняла ту через её поэзию. 

Слова — это что-то мертвое, но вот уже много месяцев, каждый раз, когда Мейбел перечитывает какое-нибудь коротенькое стихотворение Эмили, ей кажется, будто в груди бьется второе сердце.

В обеих книгах Фортье экспериментирует, перебрасывая мостики между своей и чужой судьбами, поэзией и прозой, документальным и вымышленным. Мне такое очень стало нравиться.

По мне, дилогия Доминик Фортье — must read на лето и в моменты, когда его хочется продлить. 

Источник

ISBN 978-5-89059-528-7
Издательство Ивана Лимбаха, 2024

Пер. с фр. Аллы Смирновой

Редактор: П. К. Добренко
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Оформление обложки: Н. А. Теплов

Переплет, 264 с.

УДК 821.133.1(71)«19/20»+821.111(73)Дикинсон.06=161.1=03.133.1 ББК 84.3(7Кан)6+83.3(7Сое)58,4Дикинсон821*83.3

К 80

Формат 84x1081/32
16+