- Денис Сорокотягин
Мне сейчас очень трудно возвращаться (и, думаю, не мне одному) в февраль 22-го, в тот сложный, гнойный замес эмоций. И, честно, я боялся этого возвращения, но не мог не прочитать «Дневник» так, как очень люблю и поэтические и прозаические тексты Натальи Ключарёвой, чей «Дневник конца света» вышел у поражающего своей смелостью и внятностью замыслов.К моему удивлению, книга согрела, она не ранила повторным чувствованием (дневник охватывает год). Может быть, потому, что стало ещё темнее и страшнее, гуще и беспросветнее. В книге очень много надежды и энергии маленького, сильного, гордого человека, думающего , что он сможет противостоять.И, конечно, плотная связь книги с театром. (Автор занимается плейбек-Театром). Многие имена-фамилии, хоть и зашифрованы только буквами, мне знакомы. Спектакли многих режиссёров я видел, поэтому чтение «Дневника» для меня стало своеобразным возвращением в уже ушедший ландшафт театральной жизни Москвы (и не только), той жизни, которая меня самого формировала как режиссера. А потом формировать начало уже время, война, потери, страх и вера в лучшее. И продолжает формировать.Вообще, это очень важно документировать. И потом перечитывать дневники или другие свидетельства. Да, в этих текстах много первоначального аффекта, которого не избежать, он проступает даже сквозь самый выверенный, кажущийся выхолощенным текст (как в «Дневнике», ничего лишнего), но в самих этих заметках, кажется, уже есть все ответы на сотню вопросов, которые хочется задать, да устал задавать, а ответы - бескомпромиссны и страшны.Спасибо автору, издателю Ирине Кравцовой и всем, кто сделал чтение «Дневника» в бумажной версии возможным.
- Марина Вишневецкая
Читала и сверяла с Наташей часы — ее и свои часы 2022 года. Порой совпадало даже биение секундных стрелок.Жанр книги я определила бы как дневник по мотивам дневника - в нем нет точных дат, только месяцы. Всё остальное пронзительно точное. Ужасающее, спасительное, собеседующее.Писатель Марина Вишневецкая
- Ольга Бугославская
«Дневник конца света» Натальи Ключарёвой представляет собой хронику 2022 года, фиксирующую как внешние события, так и внутреннее состояние человека, который эти события наблюдает и переживает. Фиксирующую настолько точно, что у читателей с тем же опытом и отношением к происходящему может возникнуть впечатление, что книга написана не о них даже, а как будто ими самими.
ISBN 978-5-89059-527-0
Издательство Ивана Лимбаха, 2024
Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: С. А. Бондаренко
Оформление обложки: Н. А. Теплов
Переплет, 160 с.
УДК 821.161.1-94«20»
ББК 84.3(2=411.2)64-49
К 52
Формат 70x901/32
18+
Издательство Ивана Лимбаха, 2024
Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: С. А. Бондаренко
Оформление обложки: Н. А. Теплов
Переплет, 160 с.
УДК 821.161.1-94«20»
ББК 84.3(2=411.2)64-49
К 52
Формат 70x901/32
18+