504

вернуться

Сиротинская Даша / Дэшли Александр
Теорема тишины: Роман

 
mawui654books, «LiveLib»

Странно как-то совпало, что вот уже третья книга, которая мне попадается - не про сюжет, а про слог и образы.

Нет, если покопаться, то вполне можно выудить и сюжет, в общих чертах. Жил-был один человек, который захотел тишины. И пошел он в лес, и построил себе там дом. Обстругал, обустроил. Как вдруг ему на голову свалилось несколько посетителей - да еще и наглых таких, что заселились к нему, ничего не спросив, будто в гостиницу... Так они и жили, притираясь друг к другу.

Так вот. Что это такое было и "а в чем смысл", наверное можно было бы понять из послесловия. Но я себе сама придумала смысл этой истории - одиночество и настырное желание других это одиночество нарушить, а еще что-то такое околомистическое вроде вроде лимба или соприкасающихся друг с другом разных миров - что не стала это послесловие читать. Так что верны ли были мои догадки, не знаю.

Да и не важно. Потому что это было очень красиво, очень про природу, ее прочувствование и проживание. Много рефлексии. Много чего-то такого, что мне сразу захотелось уехать куда-нибудь в лес и сидеть там... пару неделек. Никого не видя.

Источник

yeja, LiveLib

Среди книг издательство Ивана Лимбаха можно найти очень необычные. Я зацепилась за нее уже с аннотации. А потом еще и история с мистификацией, придуманной самим автором, но с которой тоже все было непонятно, пока я не дочитала до конца и книгу, и послесловия.


Роман совсем небольшой. Событий как таковых почти нет. Но описания природы и дома - стопроцентное попадание для моего мироощущения. Я долго разгонялась, читая по чуть-чуть, а вчера меня вечером затянуло, что я ее дочитала , обнаружив, что небо за окном светлеет, а я сижу в луже, так как перевернула кружку на диване и не заметила.


Книга задает больше вопросов, чем даёт ответов. Это такой некий вызов для интровертов. Мне было, о чем задуматься. Через какое -то время, думаю, я ее перечитаю.


А ещё, хотя я давно читаю несколько книг одновременно, мне не нравилось это дело, пока я не стала подбирать книги так, чтобы получалось некое созвучие, гармония. "Теорема тишины" у меня хорошо гармонирует с Прустом:)

Анастасия Шевченко, телеграм-канал «Заметки панк-редактора»

Врываюсь (ну как, врываюсь, вползаю) в новый год с подзабытой рубрикой book of calm. С этой книжечки умиротворения начался 2025-й, и когда в одной там сети меня несколько дней назад спросили, о чем вот это все, я не нашлась, что ответить, кроме как «это Простодурсен для взрослых». Во всяком случае, мне показалось именно так и это было именно то, что пригодилось прикладывать к неметафорически больному сердцу. 

У «Теоремы тишины» два автора на обложке — Даша Сиротинская и Александр Дэшли, а сама повесть (из аннотации следует, что все же роман) снабжена милым послесловием, включающим, как шкатулка с секретом, мистификацию в мистификации: необязательную, но симпатичную литературную игру с ненадежными рассказчиками и авторами. И эта игра прекрасно дополняет и ставит красивую точку в тексте, который мне показался скорее стихотворением в прозе. Он чрезвычайно, иной раз нарочито вычурно поэтичен, но умудряется не скользнуть в графоманию и модернистскую позу, деликатно плескаясь в установленных автором правилах («Даже закаты были такие, словно бы Бог ел варенье из красной смородины, а потом пальцем вымазывал остатки с фарфорового блюдца»).

Пересказывать в целом бессюжетное повествование — напрасный труд, но я попробую. Ищущий уединения человек строит в лесу дом, который почти незамедлительно заполняется чудаковатыми жильцами, напоминающими одновременно всех персонажей «Дома, где разбиваются сердца» Шоу, Пиранези (но не архитектора, а пленника лабиринтов, вымышленных Сюзанной Кларк), посетителей кэрролловского чаепития и рехнувшегося рыцаря из старенького французского мультфильма «Охотники на драконов». Люди эти не так чтобы молоды, даже те, кто еще не в летах, и чаша их сожалений о себе и несовершенном мире переполнена. У каждого свое представление об уюте и том, как должно его наводить. Почти к каждому Хозяин настроен добродушно, хотя и позволяет себе иногда раздражаться на приметы их разрастающегося присутствия. Здесь есть место драме, лирике, комедии и пикареске, пожалуй. И, кажется, малый объем выбран неслучайно — история завершается ровно тогда, когда собираешься устать от многослойности и пресыщенности образами.

Живут они в голове рассказчика или это рассказчик о нескольких головах — не так важно на ненавязчивом фоне размышления о сути тишины, материальной и душевной. Ты можешь остаться совсем один, погасить свет, выключить все, что издает хотя бы малейший звук. Но гул собственных мыслей, упругими каплями, как в древней пытке, бьющих в жестяное дно освободившегося внимания, остановить по силам не каждому. Да и обманчиво желанная тишина как метафора бредущей к финалу жизни лежит на поверхности. 

Впрочем, устройство этой книги таково, что каждый считает ровно то, о чем задумывается, перебирая воспоминания, как найденную в кладовке лежалую гречку. Что не умаляет ее выразительных достоинств — а они очевидны.

«Чем я заслужил эту красоту, переполняющую мое сердце? Как мне с ней совладать? Я, точно дикарь, упиваюсь первозданной чистотой воздуха и пытаюсь выдумать для этой красоты новые слова, чтобы излечиться от нее, как от болезни. А она все равно остается частью меня, как какой-нибудь шрам, который начинает болеть перед непогодой».

Источник

Анна Исаева, Букмейт

Кому-то покажется скучно, но не мне, я люблю описание природы, особенно, когда ее так много. Из аннотации я узнала, что данное произведение отражает наше погружение в наш внутренний мир, особенно, когда приходится выбирать, общаться с кем-то, кто может задеть, обидеть, или нет. Главный герой решил остаться один в своем внутреннем мире, окруженным природой и лесом - возможно, что он так более счастлив, но это действительно отражает тот самый выбор, которые делают многие люди в современном мире) рекомендую любителям описаний.

Источник

Блог rus_skill_up

Тишина...

Надолго остаться наедине с самим собой может не каждый. Однако герой романа полагает, что это самое необходимое в жизни. Именно поэтому он строит дом глубоко в лесу, чтобы наслаждаться умиротворением и уединением. Но совершенно неожиданно в доме появляется ещё несколько жильцов...

Как это часто бывает, книга сама нашла меня. К такому я стараюсь относиться чутко. Читала её вдумчиво, никуда не спешила (да и при всём желании это вряд ли бы получилось: повествование неспешное, как течение спокойной реки, оно само задаёт ритм чтения и направление мысли).

«Теорема тишины» — это, с одной стороны, история о людях, их потребностях, индивидуальном восприятии мира, а с другой — насыщенные, сочные, живые описания окружающей природы (давно, наверно, со школьных и университетских времён, когда читала классику, я не встречала такого в книгах).

В романе очень мало конкретики, и это мне понравилось больше всего. Автор как будто даёт читателям возможность самим решить, что же происходит, что представляет из себя каждый из героев (а они своеобразные и интересные), в каком направлении идёт повествование. А ещё — отдохнуть, насладиться красотой (дома, его обитателей, природы, мира).

Отдельная радость — вкусный язык, идеальный для книги! 

Тишина...

Что кроется за желанием раствориться в ней? Страх жизни и её проявлений или реальная любовь к одиночеству? 

Екатерина Петрова, «Реальное время»

Роман «Теорема тишины» погружает читателя во внутренний мир человека, который стремится к абсолютному уединению. Он строит дом в лесу, где создает для себя идеальное убежище от внешнего мира. Однако одиночество оказывается иллюзорным, когда в его пространство начинают вторгаться другие люди, принося с собой свои представления о реальности. В центре повествования — борьба между страхом привязанности и страхом одиночества, которая отражает современные тенденции к замкнутости и отстраненности. Это философское произведение заставляет задуматься о границах личного пространства и о том, что происходит, когда эти границы начинают стираться.

Источник

ISBN 978-5-89059-538-6
Издательство Ивана Лимбаха, 2024

Редактор: П. К. Добренко
Корректор: И. М. Харитонова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Оформление обложки: Клим Гречка

Переплет, 240 с.

УДК 821.161.1-3«20»
ББК 84.3(2=411.2)6-4
С 40

Формат 84x1081/32
Тираж 1500 экз.
16+