АНЮТА НЕПОРОЧНАЯ
Отрывок
Стояк с огромной печью с одной стороны и плитой — с другой делил помещение на две части.
Печь принадлежала залу, а плита — кухне, то есть тому, что звалось кухней. Мне показалось, что обиталище
воров было когда-то нежилым.
Плотная занавеска и самодельный шкаф разделяли зал на спальную часть с кроватью-топчаном и гостиную.
В гостиной подле окон во двор стоял прямоугольный, из тяжелых досок стол со скамьями и табуретом. По
центру правой стены в темной плоской раме под стеклом находилась семейная фотолетопись Анютиных предков.
Среди родственников выделялась старинная фотография дядьки в финской зимней шапке, с винтовкой в руках
и Георгиевским крестом на груди. Как потом выяснилось, дед Анюты в русско-турецкую войну служил снайпером
в финском отряде. В правом углу гостиной висел образ нашей северной Тихвинской Божьей Матери, любимой
иконы перекрещенных в петровские времена чухонцев. В узкой кухонной части, против окна, выходившего
на кладбище, висело непонятное для меня в ту пору, но страшно привлекательное тканое диво. По объяснениям
Анюты — финское изображение заката-восхода солнца. Ранее такие тканины висели в каждом чухонском доме.
В кухне, кроме «заката», белых с розами ходиков над плитой, небольшого стола и полки с посудою, ничего
не было.
После моих коллонтайских нар, после «усатых портретов» в казенных домах и милицейских дежурках, после
шишкинских мишек в бесчисленных вокзальных буфетах хавира марухи воспринималась мною как невидаль.
За чаем меня подробно проинструктировали в моих нехитрых, но важных обязанностях и велели через два
дня, в субботу, быть у них в доме после семи вечера. В субботу той же «шестеркой» я прикатил на Голодай
с подарком для Вора — капустными пирожками от Шурки с Петроградской стороны. После ужина — трески с
картошкой и травяного чая — мне постелили в сенях на большом финском сундуке; в половине пятого утра
надо было вставать.
Утром я проснулся от сильного кашля за перегородкой. Кашлял старик, кашель был знакомый по коллонтаю
— легочный. Беспокойный голос Анюты убеждал Василича поберечься, не ездить на толкучку — холодно, сыро,
да с его легкими и опасно. В ответ Василич прохрипел: «Последний заход, Анюта, и баста, с работенкой
надо попрощаться. Буди малька, пора двигать».
«Вот оно, значит, что — я буду затырщиком в последнем заходе великого щипача, прозванного уркаганами
города Питера Мечтой Прокурора».
Анюта подняла меня словами: «Вставай, пойка, пора на работу». Завтракали молча, молочной тюрей, хлебом,
салом и травяным чаем для смягчения легких. Когда встали с еды, Анюта, показав пальцем на сидор Василича,
велела мне поить
его из завернутого котелка травным варевом каждый час, чтобы не кашлял. И, пожелав в сенях Бога навстречу,
открыла дверь.
Нам надо было протопать до Среднего к первым трамваям, которые выйдут из парка, но, главное, затемно
перейти Кам-ский мост, чтобы «квартальный» по кличке Ярое Око не положил бы свое око на старого вора
и не причинил бы беспокойства. «Квартальный» жил на четвертом этаже в одиноко возвышавшемся доме на
самом берегу Смоленки со стороны Васильевского — против Камского моста. Народ Голодая в ту пору прозывал
этот дом «сторожевой будкой».
Мы вышли в полную темноту, под мелкий холодный дождь, обогнули слева дом Анюты и оказались на кладбище.
Старик взял меня за руку и повел по нему, как поводырь слепого. Я впервые попал на это забытое Богом
и советской властью кладбище, да еще кромешной ночью. Помню только в слабом свете сырого воздуха огромные
древние деревья и высоченные склепы — дома мертвых — вдоль мокрой кладбищенской дороги. Казалось, что
мы идем по какому-то странному городу, где дома уменьшены, а деревья увеличены неправдоподобно. Путь
по кладбищу в мокрой тьме показался мне достаточно долгим и не доставил большого удовольствия. Если
бы не уверенная рука Василича, я бы не отважился на него.
Перейдя опасный мост затемно, мы по 17-й линии вышли на Средний проспект недалеко от трамвайного парка,
сели в вышедший из него трамвай №1 и двинулись к цели.
В остывшем вагоне трамвая у Театральной площади стало теплее от заполнившего его сонного люда в перешитых
из армейских шинелей коротких пальтишках, куртках из «чертовой кожи» и многочисленных ватниках серого,
синего и черного цветов, типичной формы одежды послевоенного человечества. Многие спали стоя, покачиваясь
вместе с трамваем, прицепившись своими руками-пассатижами к свисающим на брезентовых ремнях поручням.
Мы со Степаном Василичем были как все. Вышли на Балтийском вокзале и по набережной Обводного канала
мимо Варшавского вокзала двинулись в сторону проспекта Сталина, так тогда именовался Московский, и далее
к Лиговке, где была толкучка. К барахолке подошли с обратной стороны в шесть–начале седьмого, еще было
темно. В этом месте находилось множество дровяных сараев — собственность ближайших домов и несколько
старых, брошенных, не вывезенных ларей. Старик оставил меня с поклажей в щели между двумя сараями и
пошел проверить, все ли в порядке в выбранном ранее месте нашего гнездовья. Мастер хорошо знал заспинные
места барахолки. Малозаметный, с двумя подходами и хорошим обзором, старый, но крепкий торговый рундук
ловко стоял внутри ларей и сараюшек. Он идеально подходил для наших «подвигов». В нем еще оставались
две скамейки-полки, на которых можно было, подогнув ноги, прилечь. Первое, что я сотворил по завету
Анюты, — достал из хозяйского мешка алюминиевую кружку и самодельный термос, круглый котелок с завинчивающейся
крышкой, одетый в пуховый стеганый мешок, и налил из него в кружку лечебное варево. После чухонского
чая и куска хлеба с салом Вор взял из сидора потертое пальтишко, вынул длинный бурый шарф и поношенную
кепаруху, насыпал канифоли в карманы пальто, чтобы не выскальзывали кошельки и бумажники. Надев все
это, превратился в обыкновенного кырпыровца из толпы. Вскоре со стороны сараев пришли стушевщики
— два абсолютно безликих пацана, нанятых стырщиком для прикрытия. После короткого сговора артель двинулась
на работу. Первым на толкучку ушел старый щипач, за ним пацан правой руки, а после — левый пацан. Что
старик — гениальный стырщик-виртуоз, я понял буквально через час.
АЛЬБОМ БРАНДМАЙОРА
Отрывок
Действительно, за довольно большой кухней с огромной плитой посередине, рядом с черным ходом, находился дверной проем,
за ним темная комната. Дверь этой комнаты была снята с петель и приставлена к порталу проема. Я спросил
сопровождавшую меня плотную старуху:
— А что дверь-то так?
— Так лучше, не запрет. А то запрет, а открыть не может, ослабевший с пьянства-то. Да по-другому нельзя
— курит ведь. Вот и пришлось снять ее раз и навсегда.
Узкая длинная комната с окном, упирающимся на три четверти в лестничный выступ, могла быть в прошлом
комнатой прислуги или кухонной подсобкой. Оклеенная бедными порыжевшими обоями, пропахшая дешевым табаком
и винными парами, она казалась почти пустой. Только старый случайный стол да одноместная металлическая
кровать — вот и вся обстановка. В ногах кровати — битый временем небольшой деревянный сундук, даже скорее
короб для папок и бумаг, какие раньше были у счетоводов. Над столом висела на одной кнопке вырванная
из «Огонька» репродукция перовских «Охотников на привале». А на самом столе стояло несколько пузырьков
цветной туши, лежали стеклянные трубочки для шрифтовых работ, плакатные перья, угольник, рядом пустая
банка для воды с самопальными кисточками в ней и пять-шесть недописанных ценников для продовольственного
магазина. Край стола украшала недокуренная пачка очень популярных в то время папирос «Звездочка» с отлично
скомпонованной картинкой — черный военный мотоциклист выезжает из большой красной звезды. Все это я
разглядел, познакомившись с робким хозяином всего этого — «архитектом».
Он был страшно худ. Ввалившиеся глаза и длинные седые волосы делали его лицо похожим на старушечье.
Покрытие его, которое я сначала принял за шаль, оказалось старым, поношенным пледом. А весь его облик,
совершенно беззащитный и покорный любым событиям, внушал жалость.
Главное, что выделялось среди всего в его комнате, — в центре подоконника на квадратной коробке старого
добротного картона, как на пьедестале, стояла начищенная до блеска дореволюционная пожарная каска. По
контрасту с описанной обстановкой это неожиданное «сооружение» смотрелось памятником сразу всем российским
императорам.
— Да, да, — сказал мой новый знакомый, — это каска моего отца. Он служил брандмайором и командовал Парголовским
пожарным отрядом. А коробка — это из-под елочных игрушек моего детства. Долго я их жалел, но вот пришлось
продать — душа горела.
— А каску вы бы не хотели продать театру?
Он закашлялся и глухо пропел:
— Не-е-е-т — эта память на мою могилку пойдет, за нее мне люди хорошие крестик обещали поставить.
— Тогда извините, не буду вас беспокоить.
Он замялся:
— Не знаю, интересно ли вам, но другого у меня уже ничего нет. Вот хотел показать вам наш семейный...
вернее, фотоальбом моего отца, брандмайора. — И из деревянного прикроватного короба достал альбом.
Подал он его мне с некоторой надеждой. Я начал рассматривать альбом в этой темной убогой комнате, и
мне стало не по себе. На великолепно выполненных фотографиях все было другое — природа, дома, люди,
лица людей, одежда, интерьеры; пожарные в прекрасно сшитых мундирах, не снившихся нашим генералам, дамы
и господа, пьющие чай из фарфоровых чашек и самоваров на роскошных верандах, брандмайор на красивом
откормленном рысаке — одним словом, сказка.
— А вам не жаль расстаться с ним? — спросил я.
— Нет, не жаль. Того, что там, — уже не будет. Горит все внутри, душа требует... не могу... Болен я...
Все пропадет, как все пропало: родные, квартира, жизнь. А это, может быть, у вас сохранится.
Я вынул десятку и положил перед ним на стол. Две бабки, которые с кухни за нами подсматривали, закричали
вдруг:
— Много ему! Умрет! Нельзя сразу давать! Отдайте нам! Мы ему вино купим и будем выдавать порциями,
а то всем нам беда!
«Архитект» отнесся к этому совершенно спокойно. Когда старшая бабка ворвалась в комнату и схватила мою
десятку, он сказал только, что «как уж они постановили на своем собрании, так и пускай. А иначе ведь
из дому не отпустят».
На следующий день я приехал забирать отобранную для покупки театром мебель. И пока рабочие выносили
ее из старушечьих комнат, я решил еще раз посмотреть на потомка брандмайора. Ближняя к кухне добрая
старушка прошепелявила:
— Все в порядке — порцию получил и поет, можете посмотреть.
В открытую половину его дверного проема я увидел, как тощий, сгорбленный, покрытый пледом силуэт больного
алкогольной болезнью потомка брандмайора, командира Парголовского пожарного отряда, бывшего владельца
этой петербургской квартиры, захваченной псковскими комсомолками, ходил по своему убогому последнему
пристанищу взад и вперед и глухо пел: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь...» И вдруг,
повернувшись и посмотрев на нас своими провалившимися глазами, произнес:
— Человек — это звучит больно.
Издательство Ивана Лимбаха, 2003
Редактор И.Г. Кравцова
Корректор Т.М. Андрианова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн, макет: М.А. Бычков
Переплет, 256 стр., илл.
УДК 882 ББК 84(2Рос=Рус)6 К55
Формат 84x1081/32 (206х136 мм)
Тираж 3000 экз.