164

вернуться

Азархи София
Модные люди. К истории художественных жестов нашего времени.

 
Svet Sezona 
О моде на русском языке

Убеждена, что для человека, изучающего моду, хорошая художественная литература много важнее профессиональной; в конце концов, для получения специальных знаний существует интернет и живое общение. Работа Софии Азархи «Модные люди» особенно мне интересна, поскольку речь в ней идёт о российских реалиях моды и дизайна, а ещё точнее – об их петербургской составляющей. 

Олег Бирюков: мастер чистых решений Глава про Олега Бирюкова начинается с наблюдения за смещениями понятий: в конце прошлого века монументальное слово модельер стало заменяться более обтекаемым «дизайнер», и дальше – идут занятные рассуждения о том, что профессия дизайнера в перестроечное время (специальность, именовавшаяся «художественное конструирование»), предполагала создание дизайна чего угодно, но только не модной одежды. То, что модная одежда не считалась предметом художественного конструирования, с ортодоксальной точки зрения было вполне справедливым, поскольку дизайн был рождён архитектурой и вбирал в себя наследие матушки искусств: высшую математику, черчение, построение перспективы, расчёты сопротивления материалов плюс детали машин, конструирование инженерных, технических узлов и решение функциональных, формальных, пространственных и комплексных задач. Естественно, что среди этой научной точности места модной одежде не находилось. Дальше автор буквально в нескольких строчках предлагает тему для целого исследования, выражая мнение, что слово «дизайн» по отношению к одежде нужно применять с осторожностью (раз мы трактуем его как объединение инженерной и художественной мысли, а не только как перефразирование внешних оболочек), и что никого из представленных в предыдущих главах - Владимира Бухинника, Татьяну Парфёнову, Татьяну Котегову – она не рискнула бы назвать дизайнером, да они и сами с этим согласны. И дальше – можно даже не переворачивать страницу, чтобы понять ход мысли автора:на примере творчества Олега Бирюкова можно убедиться, что методы дизайна вполне универсальны и могут распространяться не только на создание станков, мебели, бытовой и всякой другой техники и одежды спецназначения, но и на лёгкое женское платье, где форма традиционно зависит от функции менее, а от моды более. Олег Бирюков – дизайнер-пурист, мастер чистых решений. Его принимают за своего средовики, архитекторы, индустриальные дизайнеры: все те бородатые серьёзные мужчины, упорно продолжающие считать модную одежду ерундой, поскольку для них в одежде главное, чтобы она была когда надо тёплой и по возможности чистой. Бирюков предпочитает недосказать, нежели сболтнуть лишнее… Кажется, что его идеал – платье с одним швом. Одним, зато каким! Абсолютно точным, на точном месте, ни убавить, ни прибавить, ни сдвинуть. Бирюков избегает всякого украшательства, в этом смысле он традиционалист, исповедующий символ веры ВХУТЕМАСа и Баухауза. «Когда дизайнеру нечего сказать, он начинает делать вышивку, – говорит Олег».

©livejournal.com

ISBN 978-5-89059-175-3
Издательство Ивана Лимбаха, 2012

Редактор И. Г. Кравцова
Корректор: О. И. Абрамович
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Переплет, 376 стр., ил.
УДК 746.411(470) ББК 85.126 (2-2 СПб) А35
Формат 60х901/16
Тираж 3000 экз.