- Алекс Громов, Ольга Шатохина. 10 книг для необитаемого острова
Случаются времена потрясений, когда искусство оказывается практически неотделимо от народа, а как это происходит – описано в книге Софии Азархи «Модные люди: К истории художественных жестов нашего времени».
Питерские интеллигенты, жившие и творившие в последние два десятилетия прошлого века, дали России не только Виктора Цоя и Александра Секацкого, но замечательных модельеров, художников, и бескорыстных творцов всевозможных перфомансов. О многих из них, а также о чудных коллекциях и всевозможных художественных акциях, и рассказывает это издание, написанное очевидцем и художником. «Чем же было в те годы искусство? Отдушиной? Оазисом? Единственной формой существования? Знаю только, что ничего важнее творчества не было и не надо было никакого арт-рынка, купли-продажи. Тогда до искусства и до возможности выставляться безо всякой цензуры дорвались те, кого и на километр бы не подпустили к нему в советское время. Это было и хорошо и плохо. Плохо, потому что развращало новоявленных художников, не требуя ни труда, ни выучки: слава давалась незаслуженно легко, некоторым также легко давались и деньги. Уровень профессионального мастерства, художественное качество стало падать. В современном искусстве с его новыми формами и языком мало кто разбирался, благодаря чему возникла замечательная возможность для разного рода спекуляций…».Но при этом то самое время вспоминается многими с ностальгией: вереницей проходили различные выставки, к примеру, первый Хармс-фестиваль, организованный художником Михаилом Карасиком и искусствоведом Глебом Ершовым. Фестиваль начался у дома 11 по улице Маяковского, где прежде жил сам Хармс. В программу фестиваля входила инсценировка «пожара», и Роман Трахтенберг в настоящей медной пожарной каске с помощью матюгальника руководил процессом «спасения». Потом были живые статуи в саду Фонтанного Дома, и Фабрика Найденных Одежд с перфомансами «Память Бедной Лизы» и многие другие.
- Игорь Гулин
Игорь Гулин
Объемное исследование-воспоминание петербургского журналиста и художника о том, что происходило с российской модой после конца СССР и до сегодняшнего дня. Герои — модельеры, модели, художники — люди, для которых костюм был не только бизнесом, но и искусством, поиском языка. Книжка Софии Азархи — именно реконструкция, кажется, без следа бульварности, что в этом сегменте литературы случается редко.
- Мария Каменецкая. Санкт-Петербургские ведомости.
Автор книги – художник, сценограф, автор статей об истории костюма. Истинная петербурженка, обожающая это «самое невероятное место на земле». Соединив любовь к Петербургу и любовь к искусству костюма, София Азархи написала книгу, где герои, петербургская мода и петербургские модельеры, предстают как носители очень здешних черт и продолжатели именно петербургских культурных и художественных традиций.
Очень интересны очерки Азархи о Ленинградском доме моделей одежды, легендарном, но ныне почившем месте. О многих людях, которые ежедневно трудились над созданием «образа советских людей», об одаренных преданных людях, которые тем не менее избежали испытания медийной славой. Основная часть книги посвящена актуальным работникам фэшн-индустрии, на диво разным, умным и успешным: Татьяне Парфеновой, Татьяне Котеговой, Олегу Бирюкову, Лилии Киселенко и другим. Это тоже очерки с вкраплениями интервью – продуманные, увлекательно написанные, элегантные. Скроенные и сшитые опытным мастером, с любовью.
©Санкт-Петербургские ведомости
- Ольга Лебедушкина
Еще одна книга о перестроечных временах и о событиях, которые происходили четверть века назад. «Подвиги героев того времени ушли в прошлое, – считает петербургская художница, дизайнер, сценограф София Азархи - а замены им чем-то новым и ярким (в перестройку мы привыкли к новизне, к переменам и считали, что это норма, так и должно быть) не находилось. Время наступило серенькое, творческая энергия вытекла»
Книга Софии Азархи – это взгляд из нынешнего серенького времени на веселый и страшный процесс перестройки: не то революцию, не то реставрацию. При этом точнейшие определения, которые даются эпохе в целом, рождены наблюдениями за происходившем в те годы в мире отечественной моды. Герои Софии Азархи модные люди 80-90х годов: Татьяна Парфенова, Олег Бирюков и многие- многие другие. Отдельная тема книги – петербургские денди, которые ушли вместе со своим временем. К ним автор относит не только Тимура Новикова и Константина Гончарова, но, например, Сергея Курехина. София Азархи завершает свой портрет времени замечательными словами о том, что прошлое надо уметь отпускать, в будущее смотреть без всякого малодушия с надеждой и легкостью, как Джокер.
- Павел Герасименко. Мода в мельчайших подробностях
Давать определение моде и сразу называть ее искусством художник София Азархи не спешит. Ей гораздо приятнее и интереснее мыслить моду как жизненную интенцию и художественный жест, ощущать моду в движении и становлении – как очевидцу и участнику многих из описываемых событий. Таков и стиль повествования Азархи: он нацелен на воссоздание целостной картины недавнего прошлого – четверть века спустя почти все реалии тогдашней жизни нуждаются в расшифровке и комментариях.
Множество интервью, которые опубликованы в книге практически в сыром виде, преследуют ту же цель. Расспрашивая интересных персонажей, дорожа их устной речью и понимая ценность живого свидетельства, Азархи не готова отказываться от мельчайших подробностей.
Можно воспользоваться портновской терминологией, чтобы описать подход автора к сложной теме: наметив несколько общих линий мелом и сделав несколько стежков наметки, Азархи сосредотачивается на деталях, можно сказать, увлекается вышивкой и расцвечивает отдельные сюжетные линии.
- Станислав Львовский
София Азархи — художник, сценограф, автор многочисленных статей об искусстве костюма — написала не совсем книгу по истории моды. Эта книга о городе, в его антураже происходили все описываемые события, его анима определяла поступки, дела, характеры моих героев.
Петербург — самое невероятное место на Земле. Сколько о нем ни сказано, все мало. Здесь все переплетено, и время порой течет если не вспять, то по своим законам, и не считаться с этим нельзя. Здесь происходили такие необъяснимые для позитивистского сознания вещи, такие наблюдались случайно-закономерные пересечения людей и судеб, обнаруживались такие совпадения, что только руками можно развести и повторить смиренно вслед за классиком: "Есть многое на свете, друг Горацио…". Вскользь, кратко, исключительно для памяти о странностях, здесь случавшихся, я в книге упомянула», — пишет автор. Действительно. Среди героев книги Азархи — не только модельеры и художники вроде Владимира Бухинника или Татьяны Парфеновой, но и известные питерские фигуры из совершенно других областей, такие как Глюкля и Цапля или . Отдельные главы посвящены питерским денди и «Хармс-фестивалям» девяностых годов. Очень обаятельный, ностальгический и при этом познавательный текст о переломных временах и их героях.
Издательство Ивана Лимбаха, 2012
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор: О. И. Абрамович
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов
Переплет, 376 стр., ил.
УДК 746.411(470) ББК 85.126 (2-2 СПб) А35
Формат 60х901/16
Тираж 3000 экз.