122

вернуться

Ладжойя Никола
Санта-Клаус, или Книга о том, как «Кока-Кола» сформировала наш мир воображаемого

 
Издательство Кейс: Санта-Клаус и Мир воображаемого

Книга выпущена в издательстве, которое не имеет какой-либо выраженной политики по отношению к тематике публикуемых книг, и вместе с тем, жесткую издательскую политику все же ведет – издает не просто хорошие книги, а гениальные или близкие к гениальным. Причем все.
К таковым относится и «Санта-Клаус» – маленький шедевр о том, как почему и зачем компания «Кока-кола» использует (и создает!) образ Деда Мороза для продвижения своей продукции. Книга очень европейская, насыщенная отсылками. Кого только автор не цитирует – от Уитмена до Леви-Строса. Две параллельные линии – история «Кока-колы» и Святого Николая (сначала исторического персонажа, реального или вымышленного, а затем его образа) к концу сходятся в одну.
Есть такие компании, которые на самом деле имеют не ту отраслевую принадлежность, как кажется на первый взгляд. Классический пример –McDonalds: то ли это сфера услуг (быстрое питание), то ли это недвижимость (компания предпочитает владеть точками и всегда со временем выкупает бизнес у франчайзи, если он успешен). Второй классический пример – The Coca-Cola Сompany: напрашивается, что она производитель безалкогольных напитков, что отчасти верно, но часть производства отдана независимым боттлерам (с предложенным в «Санта-Клаусе» переводом «разливщики» я не согласна), а сама компания сфокусирована на работе с брендом. Я всегда знала, что The Coca-Cola Company – это маркетинговая компания, цель которой – манипуляция сознанием потребителя. В этом смысле «Санта-Клаус» мне Америку не открыл. Об этом говорил еще Уоррен Баффет, который держит крупный пакет ее акций. Отсюда, кстати, и высокая доходность ее операций, и привлекательность как объекта инвестиций.
Однако, прочитав книгу, я поняла, что манипуляция эта тоньше, серьезнее и эффективнее, чем можно было себе представить. Санта-Клаус – неубиваемый положительный герой, одаривающий подарками всех детей каждое Рождество, независимо от того, как они вели себя в уходящем году. Напрямую маркетировать детям напиток, содержащий кофеин и разную «химию», нельзя, а вот рассказывать по телевизору сказки о Санта-Клаусе, везущим в качестве лучшего подарка тонизирующую водичку в любую точку земного шара – можно. Помните, «в гости к нам приходит, в гости к нам приходит…»?
Помимо основной идеи, книга интересна и некоторыми историческими деталями. Оказывается, «Фанта» была изобретена до Второй мировой войны в подразделении «Кока-Колы» в гитлеровской Германии в качестве «истинно арийского» напитка. Для его производства использовались «остатки остатков»: суррогаты сыра, отходы пищевых производств, яблочный жмых. Само слово – сокращение от немецкого Fantasie. Еще прелюбопытный факт: на Хельсинской олимпиаде 1952 года российской делегации подарили автомат с «кока-колой», чтобы заснять для использования в рекламе, как ее пьют советские спортсмены. К сожалению, автор не сообщает, кто кого в итоге перехитрил – они нас или мы их.
Еще мне был очень интересен вот какой факт: оказывается, во время биржевого краха в 1929 году акции The Coca-Cola Company лишь чуть-чуть просели, и быстро начали расти. Напомню, что в среднем рынок потерял около 90% стоимости. Это подтверждает одну из инвестиционных идей – акциям первоклассных компаний никакой кризис не страшен. На них трудно потерять, но и купить очень дешево тоже не получится.
Книга издана в оригинальном оформлении, иллюстрирована, переведена с небольшими шероховатостями, но в целом хорошо. Так и просится в библиотеку философов, социологов и экономистов.

Лев Данилкин: Культурологический детектив

Теоретически можно провести эту книжку по жанровому разряду «история вещей». Странным образом здесь прослежены сразу две истории — фирмы «Кока-Кола» и выдуманного существа, известного сейчас как Санта-Клаус. В какой-то момент, однако, мы видим, как два сюжета, казавшиеся достаточно автономными, сплетаются настолько крепко, что различия вообще перестают быть существенными; с ужасом понимаешь, что это история одного и того же.

Санта-Клаус — историческая фальсификация, как и большинство вещей, которые принято считать «очень древними». Санта-Клаус, каким мы его знаем, изобретен «Кока-Колой» — которая присвоила полумифическую фигуру святого Николая и приспособила его к правилам общества потребления, превратила его в часть того текста, которым является сейчас и напиток. Миф компании строится по той же повествовательной модели, что Евангелие. Санта-Клаус в версии «Кока-Колы» побеждает телесную смерть путем всеобщего и принудительного распределения подарков. История «Кока-Колы» — идеальный пример завоевания мира крупными корпорациями, которые превращают человека в потребителя любыми средствами. Санта-Клаус есть не кто иной, как дух развитого капитализма.

Книжка, в общем, состоит из идей, подтвержденных яркими исторически­ми примерами того, как они были ­реа­лизованы, так что кажется, что ее легко пересказать. Но это иллюзия: она написана так искрометно, что ее не сожмешь до краткого конспекта — половина эффекта потеряется. Этот Ладжойя (итальянец, тридцать пять лет, автор книг «Три способа отделаться от Толстого, не щадя себя» и «Запад для начинающих») выдающийся рассказчик, знающий, чего стоит хорошая история, если правиль­но ее сервировать, а главное, сумевший найти наиболее выигрышную интонацию для своих шокирующих разоблачений: не вой сирены и пена у рта, а спокойная ирония, чрезвычайно уместная для постфактум-расследования одного преступления — идеального преступления, вызывающего омерзение и ­восхи­щение одновременно, так ловко «они» все обтяпали. Отсюда и спокойствие ­следователя, осознающего, что изменить уже ничего невозможно — но неплохо ведь представлять себе подлинное положение дел. То есть да, ничего революционного, всем известно, что мы живем в обществе потребления; но полезно понимать, до каких границ простирается неправда, — и в этом смысле исследование подлинной природы отношений между «Кока-Колой» и «Санта-Клау­сом» открывает глаза очень широко.

Соль тут и в том, что это некоторым образом еще и пародия; в сущности, автор пишет не что иное, как «саксес-стори», однако за поддакиванием ощущает­ся сугубо ироничное отношение к достижениям своих клиентов. Иногда он не ограничивается поднятыми бровями — и вставляет явные шпильки, болезненные для тех, о ком идет речь. Если подлинная история Санта-Клауса ­оказыва­ется фальсифицированной, но не шокирующей, то в истории «Кока-Колы» есть настоящие скелеты в шкафу, очень двусмысленные моменты; реклама со слоганом «Enjoy the Third Reich» выглядит весьма красноречиво.

Такие вещи как-то не принято обсуждать; неудивительно, что книга Ладжойи, несомненно, талантливая, не переведена на английский; ну да, есть вещи, затрагивающие не просто политику, но внутренний мир, национальную психологию, — и такие лучше даже и не вводить в обращение, мало ли какие могут быть последствия.

Про Деда Мороза такую книжку ­ин­тересно было бы написать; там тоже ­наверняка много чего найдется ­пи­кантного.

Афиша

ISBN 978-5-89059-123-4
Издательство Ивана Лимбаха, 2009

Перевод с итальянского: В. А. Петров
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор П. В. Матвеев
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов

Обложка с клапанами, 192 стр., илл.
УДК 930.85+316.7 БК 71.4 (3)+60.56 Л15
Формат 60x701/16 (165х145 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести