- Игорь Сид. Слово о Дмитрии Замятине
До тех пор пока не будет окончательно разрушена стена между двумя полярными модальностями современного сознания – интуитивной и дискурсивной, артистической и научной, образной и логической – разрушители этой стены будут выглядеть как автохтонные представители этих, так сказать, полушарий. Плоть от плоти своей парадигмы. Просто они осознали в какой-то момент пагубность и бесперспективность своей односторонности и начали подкоп или демонтаж стены со своей стороны. Когда-нибудь они (мы) встретятся, и это будет величайшее рандеву в истории человечества – поэтов со специалистами, визионеров с аналитиками, художников с систематиками. Когда окажется, что это одни и те же лица.
Сегодня в гуманитарном пространстве России существует человек, который уникальным и неудобопредставимым, на первый взгляд, образом бьется с этой стеной сразу с двух сторон. Его зовут ДМИТРИЙ ЗАМЯТИН, и для многих коллег, а тем более для студентов соответствующих факультетов он давно, еще с прошлого тысячелетия является классиком. «Пространственный поворот», обращение гуманитарной мысли к неисследованным сторонам взаимодействия человека с географией в российской науке впервые было озвучено именно им.
Литературное паломничество на места боевой писательской славы, как экзотическое и, в общем, маргинальное явление культуры, существовало и раньше. Замятин обратил умственные упражнения на этой почве в стройную систему, а романтический порыв к путешествию – в повод для самоанализа и отдаленных текстологических реминисценций.
Менее были известны начатые им параллельно или немного позже работы в диаметрально противоположных интеллектуальных форматах и жанрах. Эссеистика Замятина – образец «нестрогого» жанра исследования, когда к новым смыслам автор приходит не путем прямолинейных научных рассуждений, но изогнутым «ходом коня», где связь между исходным и конечным мыслительными конструктами зачастую оказывается неуловимой. Недавно мы узнали Дмитрия Замятина – поэта, и здесь он верен прежней фантастической идее разрушения архаичной ментальной стены. Его новые тексты по-прежнему во многом связаны с рефлексией на пространство и по-прежнему работают на растворение перегородки между наукой и искусством – теперь уже с «левой», художественной ее стороны.
Невероятное количество научных терминов, выработанных им для описания человеческой рефлексии на окружающее пространство, топологию, ландшафт – свидетельство борьбы, временами лихорадочной, с неуловимостью своего предмета. В глубине своей взаимоотношение человека с пространством табуизировано, оно «выталкивает», парализует рефлексирующее на эти темы сознание. Замятин – один из немногих, кто понимает, что бьется не с ветряными мельницами (как это кажется некоторым, предпочитающим видеть за интегральной междисциплинарностью мышления всего лишь его недисциплинированность), а с подлинным, невидимым для подавляющего большинства драконом неизъяснимости.
Верю в то, что это сужающееся раздвоение, невероятная битва с противником сразу с двух противоположных сторон приведет Дмитрия Замятина еще ко многим открытиям и победам.
©Речь Игоря Сида на вручении Дмитрию Замятину Литературно Премии Андрея Белого в 2011 году. Опубликовано на сайте премии.
- Станислав Львовский
Книга эта смотрится в современной России настолько необычно, что даже и непонятно, как о ней говорить. Замятин занимается примерно тем, чему по-английски примерно соответствует термин human geography, а по-русски вообще ничего не соответствует, кроме самим же Замятиным предложенной «гуманитарной географии» – еще встречается слово «метагеография». Автор и его коллеги занимаютсяфантастически интересными вещами, конструируя, по сути дела, новую область знания, целый новый (по крайней мере для этой части света) способ мыслить и описывать окружающий мир. Говорясловами Эдуарда Надточия, речь идет о «субъективной сборке территорий сообразно функциям восприятия». Сам Замятин в заглавном эссе книги, опубликованном впервые в журнале «Воздух», пишет: «Ландшафта нет, если нет образа со-бытия места и его судьбы, осознаваемой каждый раз, вновь и вновь человеком, мыслящим и воображающим пространство здесь-и-сейчас». И далее:
«Опространствление Бытия – вот что интересует меня». «В сердце воздуха» – настолько же сборник эссе, насколько и научная монография. Настолько же поэзия, насколько и наука. Если эти четыреста с лишним страниц пролетят мимо коротких списков «Большой книги» (в этом сезоне уже не успели) или хотя бы «Просветителя», на местных премиальных инстанциях придется поставить большой жирный крест. Впрочем, всегда остаются варианты. Точнее, увы, один вариант.
Издательство Ивана Лимбаха, 2011
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор О. И. Абрамович
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов
Переплет, 416 стр., ил.
УДК 821.161.1"20"-4
ББК 84(2Рос=Рус)6-4 З26
Формат 84х1081/32 (206х134 мм)
Тираж 1000 экз.
Книгу можно приобрести