221
Бойд Брайан
«Бледный огонь» Владимира Набокова: Волшебство художественного открытия
«Истории о призраках не новость в истории литературы, но никто никогда не придавал им такого значения для своего творчества, не рассказывал их серьезнее и смешнее, чем Набоков. И никто до него не писал историй о призраках, где мертвые так много говорили бы с живыми или через живых, оставаясь при этом неуслышанными. И уж точно никто не писал — и даже придумать не мог бы — историй о призраках, в которых призраки остаются невидимыми не только при первом чтении, но и зачастую при перечитывании».
Содержание |
---|
От переводчика |
От автора |
Введение «С тех пор на Руси пошли Даниэли» . . . . . . . . 16
«Что я могу для вас сделать?» . . . . . . . . . . . . . . . 24
«Молодой-красивый, дай погадаю»! . . . . . . . . 32
Неслучившаяся ссора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
«Таких не знали небеса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
«Ах, медлительные люди!» . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Рифмы судеб: Окуджава и Даниэль . . . . . . . . . 67
И было море . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84Возвращение к себе
|
Открытие
|
Прочтение |
Часть первая ТЕЗИС: ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Повествование как открытие |
1. Предисловие |
2. Поэма |
3. Комментарий |
Примечание к строкам 1–4 |
Открытие первое. Кинбот-комментатор |
«бледный огонь» |
Открытие второе. Нью-Уай: Кинбот и Шейд |
«бледный свет» |
Открытие третье. Зембля: Кинбот и Карл II |
«тусклый свет» |
Открытие четвертое. Кинбот и Градус |
Примечание к строке 1000 |
cерая тень |
Уровни накреняются |
4 Указатель имен |
5. Роман «Бледный огонь» |
Поэма и Комментарий |
Конфликт и контраст |
Часть вторая Поиск утаенного повествования |
6. Вторжения реального: Шейд |
Потеря, потеря и еще раз потеря |
Внешние источники |
Внутренние источники: вторжение реальности |
Внутренние источники: внимание к реальному |
7. Отходы от реального: Кинбот |
Происхождение Кинбота |
Побег и испуг |
Зембля |
Месть |
Конец Кинбота |
8. Задачи: Шейд и Кинбот |
Задачи и решения |
На грани |
Предложенные решения |
Кинбот |
Часть третья СИНТЕЗ: ПЕРЕ-ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ Открытие как повествование |
9. Преображение |
Решения и задачи |
Vanessa atalanta |
Подтверждение |
Бабочка Vanessa: задача и ее решение |
Волшебство и логика открытия: |
10. От Аппалачии к Зембле: отвергнутая женщина |
Не самозваный дух |
Зеркальные слова |
Дева озера |
Выходя из тени орешника |
Последовательность в безумии |
Флëр |
Ирис Ахт |
Гарх |
Диза |
Прочь из сновидения |
Каденус и Ванесса |
11. «Бледный огонь»: начала и концы |
Кто дал вам вашу тему? |
Бледный свет, тусклый свет, бледный огонь |
Ирония вдохновения |
0 и 000, 8 и ∞ |
12. «Поэма в четырех песнях»: знак и замысел |
Шейд: «звено-зерно» |
Шейд: рифмы и причины |
Шейд: красавица в зеркале |
Шейд просветленный: боль и обретение |
Шейд просветленный: нимфы и зеркала |
13. От Зембли к Аппалачии: тема контрапункта |
Сводя отголоски воедино |
Подтверждение |
Вперед к строке 1000, назад к строке 1 |
Суть контрапункта |
Оттеняя детали |
Тени своего «я» |
Свобода и замысел |
Cмена тональности |
14. Поэма «Бледный огонь», роман «Бледный огонь», «бледный огонь»: спираль развертывается |
Спирали, синтезы и решения |
Творец и творение |
Первостепенные источники |
Заключение |
Поппер: логика литературоведческого открытия |
Кун: парадигмы |
Вуд: открытие, смерть и сомнение |
Набоков: открытие, сомнение и замысел |
Примечания |
Указатель имен |
Библиография |