221

вернуться

Бойд Брайан
«Бледный огонь» Владимира Набокова: Волшебство художественного открытия

«Истории о призраках не новость в истории литературы, но никто никогда не придавал им такого значения для своего творчества, не рассказывал их серьезнее и смешнее, чем Набоков. И никто до него не писал историй о призраках, где мертвые так много говорили бы с живыми или через живых, оставаясь при этом неуслышанными. И уж точно никто не писал — и даже придумать не мог бы — историй о призраках, в которых призраки остаются невидимыми не только при первом чтении, но и зачастую при перечитывании». 

 

 

Содержание

От переводчика

От автора

Введение

«С тех пор на Руси пошли Даниэли» . . . . . . . . 16
«Что я могу для вас сделать?» . . . . . . . . . . . . . . . 24
«Молодой-красивый, дай погадаю»! . . . . . . . . 32
Неслучившаяся ссора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
«Таких не знали небеса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
«Ах, медлительные люди!» . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Рифмы судеб: Окуджава и Даниэль . . . . . . . . . 67
И было море . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84Возвращение к себе

Открытие

 

Прочтение

Часть первая

ТЕЗИС: ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Повествование как открытие

1. Предисловие

2. Поэма

3. Комментарий

Примечание к строкам 1–4

Открытие первое.

Кинбот-комментатор

«бледный огонь»

Открытие второе.

Нью-Уай: Кинбот и Шейд

«бледный свет»

Открытие третье.

Зембля: Кинбот и Карл II

«тусклый свет»

Открытие четвертое.

Кинбот и Градус

Примечание к строке 1000

cерая тень

Уровни накреняются

4 Указатель имен

5. Роман «Бледный огонь»

Поэма и Комментарий

Конфликт и контраст

Часть вторая
АНТИТЕЗИС: ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ

Поиск утаенного повествования

6. Вторжения реального: Шейд

Потеря, потеря и еще раз потеря

Внешние источники

Внутренние источники:

вторжение реальности

Внутренние источники:

внимание к реальному

7. Отходы от реального: Кинбот

Происхождение Кинбота

Побег и испуг

Зембля

Месть

Конец Кинбота

8. Задачи: Шейд и Кинбот

Задачи и решения

На грани

Предложенные решения

Кинбот

Часть третья

СИНТЕЗ: ПЕРЕ-ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ

Открытие как повествование

9. Преображение

Решения и задачи

Vanessa atalanta

Подтверждение

Бабочка Vanessa: задача и ее решение

Волшебство и логика открытия:

10. От Аппалачии к Зембле: отвергнутая женщина

Не самозваный дух

Зеркальные слова

Дева озера

Выходя из тени орешника

Последовательность в безумии

Флëр

Ирис Ахт

Гарх

Диза

Прочь из сновидения

Каденус и Ванесса

11. «Бледный огонь»: начала и концы

Кто дал вам вашу тему?

Бледный свет, тусклый свет,

бледный огонь

Ирония вдохновения

0 и 000, 8 и ∞

12. «Поэма в четырех песнях»: знак и замысел

Шейд: «звено-зерно»

Шейд: рифмы и причины

Шейд: красавица в зеркале

Шейд просветленный:

боль и обретение

Шейд просветленный:

нимфы и зеркала

13. От Зембли к Аппалачии: тема контрапункта

Сводя отголоски воедино

Подтверждение

Вперед к строке 1000, назад к строке 1

Суть контрапункта

Оттеняя детали

Тени своего «я»

Свобода и замысел

Cмена тональности

14. Поэма «Бледный огонь», роман «Бледный огонь», «бледный огонь»: спираль развертывается

Спирали, синтезы и решения

Творец и творение

Первостепенные источники

Заключение

Поппер: логика литературоведческого открытия

Кун: парадигмы

Вуд: открытие, смерть и сомнение

Набоков: открытие, сомнение и замысел

Примечания

Указатель имен

Библиография