- The Village: что читать
Если вам тоже кажется, что душным московским летом ваше тело разлагается на базовые жидкости, вам стоит занять выходные чтением нового романа француза Жана-Луи Байи «В прах», который выпустило «Издательство Ивана Лимбаха». Главный герой книги — пианист Поль-Эмиль, одновременно самый виртуозный и самый уродливый исполнитель планеты. Дар не спасает его от смерти: вообще-то, половина романа посвящена описанию посмертного распада трупа главного героя. Главы с биографией героя чередуются с написанными в полунаучном-полупоэтическом стиле отчётами о гниении. Опыт прижизненного переживания смерти во многих культурах считается одним из путей к духовному и интеллектуальному очищению и катарсису. Но Байи отказывается от оккультизма медитаций и самоистязаний, используя формулы современного сознания, чтобы приблизить читателя к пониманию истины о собственном теле.
- Елена Пестерева
Издательство Ивана Лимбаха выпустило маленький роман в жанре черного-черного юмора. Это выдуманная биография «В прах»[5] Жан-Луи Байи. Байи — патафизик. Объяснять, что такое патафизика, трудно и неуместно, я только скажу, что к Колледжу патафизики с 1948 года так или иначе относили себя мои любимцы: Бодрийяр, Виан, Ионеско, позже — Эко и, да, Дюшан и Миро. «В прах» — единственный текст Байи, доступный по-русски, что очень жаль: если бы его переводили, я бы его читала.
Сюжет: Поль-Эмиль Луэ пианист, и он гениален. Еще он огромен ростом, уродлив, аутичен, неискушен в житейских вопросах, и любимая жена изменяет ему с его биографом (может быть, с самим Байи). Поль-Эмиль погружается в депрессию и уходит от мира. Кроме того, он уже умер. Роман начинается первыми часами после смерти героя, далее главы чередуются, и мы наблюдаем жизнь человека и его тело после жизни одновременно. Поль-Эмиль играет на фортепиано у соседей, у учителя, у другого учителя, в мировых концертных залах, на студиях звукозаписи — описания избыточные, многостраничные, и колеблешься, пролистать или найти и послушать эти концерты. Поля-Эмиля съедают бактерии, мухи, чешуекрылые, хитиновые. Брожение в его глазных яблоках и кишках, мушиные яйца в мягких тканях — но тут уж не колеблешься, вчитываешься и просишь гугл показать, как выглядят мушки Sarcophagidae. Поль-Эмиль разлагается еще восхитительнее, чем играет. Смерти нет.
Поль-Эмиль отчетливо напоминает Лужина, но в интервью Colta Байи уверяет, что у него и в мыслях не было Набокова[6]. При желании роман можно читать как книгу о гармонии и уродстве, любви и предательстве, служении людям и служении искусству. Но в действительности крайне физиологичный текст, радость натуралиста — шутка гения: «Эти пассажи были написаны с ликованием, я испытал нечто вроде освободительной радости, рассказывая об этой почти табуированной теме легким, даже шутливым тоном». Байи патетичен и издевательски-насмешлив. Поль-Эмиль — пианист до мозга костей. На этот самый мозг читателю и предлагается взглянуть.
Издательство Ивана Лимбаха, 2016
Пер. с франц. Валерия Кислова
Редактор И. В. Булатовский
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов
Переплет, 184 стр.
УДК 821.133.1-31 «20» 161.1 = 03.133.1
ББК 84 (4 Фр) 6-44-021*83.3
Б 18
Формат 70×901/32 (172х110 мм)
Тираж 2000 экз.
Книгу можно приобрести