Эпиграф и Аннотация книги - Григорий Кружков. ПИРОСКАФ - из английской поэзии XIX века. Pyroscaphe. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2008.- 688 с., ил.
Как и другая книга того же автора, "Лекарство от
Фортуны: поэты при дворе Генриха XVIII, Елизаветы Английской и короля
Иакова", "Пироскаф" является смесью стихов и статей, рассказывающих о
судьбе и творчестве английских поэтов целого столетия. Рамки книги
охватывают период романтизма (от Вордсворта до Китса) и следующую за
ним Викторианскую эпоху (от Теннисона до Киплинга), самое длинное
царствование в истории Англии. Книгу эту нельзя назвать правильно
выстроенной антологией, потому что она, с одной стороны, отражает
пристрастия автора, а, с другой, делает акцент на мало или вовсе
неизвестных русскому читателю именах. В ней, например, почти нет
Байрона и Шелли, давно имеющих свои полные собрания сочинений на
русском языке, но зато присутствует Джон Клэр, поэт-крестьянин,
закончивший свои дни в лечебнице для душевнобольных, несправедливо
списанный со счета потомками Альфред Теннисон, священник-иезуит и
реформатор стиха Джерард Хопкинс, поэты-декаденты 90-х годов, члены
"Клуба рифмачей" и многие другие.
Льюис Кэрролл выступает в книге не только как автор "Алисы " и
"Снарка", но и как фотограф, излагающий стихами технологию коллоидного
метода фотографии. Вообще книга задумана как рассказ о поэзии на фоне
индустриальной революции и небывалой в истории лавины изобретений:
пароход, паровоз, бензиновый и электрический двигатели, телеграф,
телефон, фотография, запись звука, даже почтовые марки - все это
появилось в XIX веке. Как сосуществовали музы и паровые котлы? Как
"железный век", покрывший землю паучьей сетью рельсов, покоривший все
моря и океаны своими дымно-чадящими пароходами ("пироскафами"), не
сумел подчинить себе "золотых королевств " воображения ? На этот
риторический вопрос отвечают сами стихи.