305

вернуться

Бири Петер
Жизненный выбор. О многообразии человеческого достоинства

 
Артем Пудов
Как правильно сделать выбор и не потерять достоинство Знаменитый швейцарский учёный рассуждает о неординарности человеческого опыта, вспоминает классические сюжеты из мировой культуры и доказывает пользу психоанализа

Расхожее  понимание философии как ничего не значащей болтовни, мудрствования, не заслуживающего изучения, поскольку этот «белый шум» под силу создавать каждому дармоеду, конечно, в корне неверно. Современная философия крепко спаяна со множеством наук -  с экономикой, социологией, психологией, антропологией, лингвистикой, содержит большое  количество направлений, в том числе, и новейших.  Словом, философия – наука реальная, к тому же требующая от ученого отваги: ведь в ней всё важнее становится личное высказывание, а не только и не столько преклонение перед абсолютными философскими величинами.  

Книга Петера Бири «Жизненный выбор. О многообразии человеческого достоинства» – отличный пример не занудного и не архаичного философского текста. В нем он пытается разобраться, что же такое «человеческое достоинство», откуда оно берется? Почему оно так важно для нас, что ему угрожает и как мы его защищаем? Можно ли вернуть утраченное достоинство? Почему порой люди готовы отказаться от самой жизни, лишь бы сохранить это эфемерное «нечто»? Ответы автор ищет в собственной жизни, мировой литературе, фильмах. Поиски получаются весьма драматическими, а ответы – важными, касающимися каждого и применимыми в повседневной жизни.

Универсализм Бири, эдакое «сидение на двух стульях» – характерная черта автора XXI века. Для писательской самореализации недостаточно получить университетскую «корочку» и подробно излагать знания – нужно максимально доступно говорить об актуальных и сложных вещах.

Бири представляет человеческое достоинство в восьми подробных главах, причём тональность его изложения исключает как поучение, так и лишние абстракции – словно с читателем говорит его приятель, который, возможно, более эрудирован и вдумчив, но «нос не задирает». Главная «соль» книги заключена в нескольких десятках примеров, обосновывающих мысли Петера Бири, причем для большего эффекта автор предлагает читателю сыграть в модную игру «альтернативной истории»: «А что, если…» Если бы герои повели себя иначе, как это отразилось бы на их достоинстве и судьбе?

Одна из самых ярких глав в «Жизненном выборе» исследует пьесу Артура Миллера «Смерть коммивояжёра» о скромном служащем Вилли Ломане. Петер Бири берёт маленький эпизод из текста – муки Ломана во время встречи с начальником Ховардом, которого Вилли вынужден просить о переводе на другую работу – и добавляет свой комментарий – о человеческом достоинстве. Почему необходимость просить в одной ситуации угрожает нашему достоинству, а в другой – создает ощущение близости? Он «залезает в головы» персонажей, высвечивая все оттенки их переживаний, препарируя, почему они чувствуют именно так. Благодаря автору мы обретаем новую оптику в р разговоре об этом важном понятии и в отношениях с другими людьми.

«Жизненный выбор» – текст, где философия и литература сражаются друг с другом, как на ринге, и победа переходит то к одной, то к другой стороне. И пусть читателя не смущают названия глав типа «Достоинство как моральная целостность» и чуть-чуть старомодный стиль изложения. Просто надо принять по-прустовски усложненные конструкции и очень объёмные абзацы Бири, внутренним нервом, глубиной философского мышления мало напоминающие стиль современной развлекательной литературы, и окунуться в них, как в целебную реку самопознания, выйдя оттуда, скорее всего, уже другим человеком.

Артём Пудов, «Читаем вместе», март 2019.

Как правильно сделать выбор и не потерять достоинство

Знаменитый швейцарский учёный рассуждает о неординарности человеческого опыта, вспоминает классические сюжеты из мировой культуры и доказывает пользу психоанализа

Читаем вместе

Ольга Лебёдушкина
Потеря и обретение достоинства сравнимы с потерей и обретением равновесия. Безвозвратно потерянное достоинство сравнимо с потерянным равновесием, которое невозможно восстановить. Такому – особому – понятию равновесия и отвечает понятие достоинства. Это понятие непреложно. Если бы у нас его не было, мы бы не могли ни мысленно фиксировать, ни выразить словами что-то очень важное в нашем жизненном опыте. Это было бы как слепое пятно в мыслительном поле зрения. Жизненные формы достоинства не есть нечто цельное, там могут быть трещины и разрывы, неясности и несоответствия. Понимать достоинство человека – не значит забеливать и ретушировать эти несовершенства. Это означает признавать и прояснять их в их трудно постигаемой логике. Книга швейцарско-немецкого философа и писателя Петера Бири посвящена человеческому достоинству как понятию и явлению. На примерах из истории, литературы и кино Бири делает попытку разобраться в многообразии человеческого опыта, который мог бы стать ответом на вопрос не только о том, что такое достоинство, но и о том, что такое человеческая жизнь вообще.

Cultradio.ru 

Ян-Виллем ван дер Рейт, Университет Байройта (перевод Д. Сильвестрова)
Питер Бири рассматривает достоинство не так, как это часто бывает в современной философской литературе (видящей в достоинстве неотъемлемое свойство, которым обладают все люди просто в силу принадлежности к человеческому роду). Для Бири достоинство — это жизненный опыт. Таким образом, предметом книги является не то достоинство, которое часто рассматривается как основа прав человека, а то достоинство, которое мы имеем в виду, говоря, например, что «она вела себя с большим достоинством» в том, как она справилась со сложной ситуацией или «отбросила свое достоинство», совершив презренный поступок. Книга посвящена тому типу достоинства, которое может быть потеряно, уничтожено, но также и восстановлено — в результате того, как мы поступаем и как к нам относятся другие. Обращаясь к этому типу обусловленного достоинства, книга затрагивает тему, которая, пожалуй, не получила того внимания, которого она заслуживает в современной научной литературе. Более того, яркое описание различных обстоятельств, при которых люди могут потерять достоинства, дает понять, насколько важно не только анализировать достоинство в контексте таких чудовищных явлений, как пытки, геноцид или тоталитарное угнетение, но также уделять пристальное внимание проявлению достоинства в повседневных ситуациях, в личных и профессиональных отношениях.

Для Бири достоинство — не единая четко определенная концепция, а то, как мы, хрупкие существа, справляемся с постоянными угрозами нашей жизни, «будучи мыслящими, переживающими и действующими субъектами». Таким образом, достоинство — это «экзистенциальный ответ на экзистенциальный опыт нахождения под угрозой». Бири сомневается в том, что из философской теории достоинства можно извлечь много пользы. Вместо этого следует установить важность опыта достоинства (и его утраты), тщательно описав множество различных форм, которые может принять эта угроза, и различные способы, которыми можно воспользоваться для ответа. Это отражено в самой структуре книги. Каждая глава освещает особый тип переживаемого достоинства: это независимость, встреча, уважение к близости, правдивость, чувство собственного достоинства, моральная целостность, чувство значимого и принятие конечности бытия. Главы членятся на конкретные разделы — их слишком много, чтобы назвать их здесь по отдельности; каждый из них посвящен определенному виду угрозы тому типу достоинства, о котором идет речь в данной главе. Результатом является подлинный калейдоскоп зачастую значительно различающихся по длине и глубине описаний и анализа различного опыта, когда на карту поставлено собственное достоинство.

 

(…) Стиль значительно отличается от обычных философских текстов и, по-видимому, направлен на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональную реакцию, а не убедить его рациональной аргументацией. Второй момент касается заявленных целей книги. Бири утверждает, что его «намерение состоит не в том, чтобы быть правым в отношении чего-либо», а в том, чтобы «сделать определенные вещи видимыми и понятными». Я до сих пор не вполне уверен, как именно это следует понимать, потому что, хотя Бири неоднократно прямо заявляет, что вовсе не уверен, что его взгляд на конкретную ситуацию является единственно правильным, — и это мне кажется вполне уместным, поскольку представляется разумным оставить открытой возможность того, что существует более одного достойного способа реагирования на ту или иную угрозу, — он занимает очень четкую позицию во многих описываемых им ситуациях. Некоторые виды поведения действительно недостойны (например, изменять самому себе в расчете вызвать сочувствие; предавать близкого тебе человека; наслаждаться чужим бессилием или страданием; недопустимы суеверие; отказ принять ответственность за свои проступки). Определенные практики, очевидно, представляют собой оскорбление достоинства в глазах Бири (пип- и фрик-шоу, квартал красных фонарей в Амстердаме, папарацци, деспотические общества и дискриминационные практики, — и это лишь некоторые из них). (…)

 

…Аргументация Бири направлена ​​на то, чтобы, описывая конкретную ситуацию, в которой достоинство человека находится под угрозой, побудить читателя эмоционально реагировать на конкретный опыт (не)достоинства: предложить читателю представить, что он сам оказался бы в подобной ситуации, а затем — проанализировать, чтó именно в этом конкретном опыте делает его таким болезненным или разрушительным (например, увольнение Вилли Ломана в пьесе «Смерть коммивояжёра»). Часто этот анализ принимает форму развития исходной ситуации или сценария, чтобы показать, как можно было сохранить достоинство или какие другие угрозы могли возникнуть, если бы главный герой действовал по-другому. Таким образом, Бири стремится точно определить, какой элемент рассматриваемой ситуации создает угрозу достоинству и какой аспект действий затронутых лиц приводит к их унижению — или делает возможным сохранение достоинства.

 


Читать далее: https://ndpr.nd.edu/news/human-dignity-a-way-of-living/

 

ISBN 978-5-89059-340-0
Издательство Ивана Лимбаха, 2018

Пер. с нем. Д. В. Сильвестрова.

Редактор А. И. Гулявцева
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Обложка, 504 стр.
УДК 1=161.1=03.112.2
ББК 87.3 (0) 6+88.26-021*83.3
Б 64
Формат 84х1081/32 (206х136 мм)
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести