- Ильдар Галеев
«Библиография мемуаристики знатных петербургских интеллектуалов обогатилась замечательной книжкой Владимира Генриховича Перца, скромно названной автором «Эпизоды». Готовьте свободную щель на полке – книга достойнейшая. Помню свою задрипанную книжку Кости Ротикова «Другой Петербург», блистательное эротоманское чтиво с топографией и историографией подпольных страстей, яркий пример не просто текста, а объекта из-рук-в-руки, слуха из-уст-в-уста. Так вот, ВГ раскрывает нам закамуфлированного сочинителя и более того, публикует свою дружескую переписку с Юрием Пирютко – всеми забытым и доселе никому неизвестным литературным повесой.
Перц в свое время оказался тем, кто открыл и другие сакральные для всех нас имена: первый текст о великолепном петроводкинце Чупятове, о тончайшем живописце Гринберге, первые публикации дневников Всеволода Воинова – еще одного блистательного критика Серебряного века, Татьяне Глебовой. Это и его стараниями, в том числе, и последние стали первыми.
Глава, посвященная его встречам с корифеями, дает ощущение нереальности происходившего: неужели вот так запросто Перца привечал сам Павел Кузнецов, Бебутова, принимала у себя легендарная Ида Наппельбаум? Ему не было нужды сходиться с декадентством через условные рукопожатия (это случай Дмитрия Быкова, через Льва Мочалова заполучившего длань Пастернака), он этих великолепных петербургских старух, закуривавших с Блоком на брудершафт, знал как своих родных. Они кокетливо строили глазки ВГ, ВГ же им смущенно что-то отвечал.
Я радуюсь этой книжке как обретенному сокровищу, вот где-то была она в некоем измерении, у него – Перца – в голове. А теперь она у нас на полках, и мы сможем с ее помощью понять о каких-то ранее неведомых вещах, о людях, которым автор был обязан чаепитиями и разговорами. А теперь они обязаны ему. Просто за то, что не забыл обо всём, не похоронил под толщей лет, под тонной бумаг и сделал эти чаепития и разговоры нашим общим достоянием».
Галерист Ильдар Галеев, Facebook
Отзыв напечатан с сокращениями.
- Ирина Кравцова
«Вчера мы представили книгу Владимира Перца "Эпизоды". И те, кто уже начал ее читать, пишут, что не могут оторваться. Это очень точное ощущение: я тоже читала и перечитывала отдельные новеллы, в которых и Серебряный век (реконструкция истории "Бродячей собаки"), и "страшные годы ежовщины", и Ленинград 1950-х, когда из лагерей возвращалась интеллигенция (вернулся и будущий учитель автора книги Матвей Александрович Гуковский, спасший В. Перца от отчисления из ЛГУ как не освоившего в полной мере "Историю КПСС" — несколько обсценных фраз, произнесенных Гуковским в деканате факультета истории искусств точнее многого передают атмосферу тех лет), и глухие 1970-е, когда свет пробивался только из-под дверей мастерских и кухонь (настоящим университетом для Перца стала именно мастерская Георгия Мосеева, где он услышал о "маргинальных" художниках Ленинграда, которым впоследствии отдал дань как исследователь: Татьяна Глебова, Всеволод Воинов, Геннадий Сотников, Владимир Гринберг... В книгу вошла переписка с историком искусства, составителем первого издания Дневников К. Сомова Юрием Пирютко, другом автора с университетских времен; публикации воспоминаний красавиц-актрис Валентины Веригиной о "Собаке" и "Привале комедиантов"и Александры Смирновой-Искандер о Студии Мейерхольда; великолепные новеллы о встречах с Владимиром Милашевским (сопровождаемый не публиковавшейся ранее зарисовкой музицирующего М. Кузмина!), с Виктором Шкловским, Идой Наппельбаум и множество статей о художниках, писавшихся на протяжении как минимум трех десятилетий (все статьи сопровождают комментарии автора, написанные в 2020 году). В книге более 100 фото, документов и художественных поизведений из архива Владимира Перца. Его книга, безусловно, дополняет "петербургский текст русской литературы", так удачно поименованный В. Н. Топоровым. Ну и поскольку автор был в числе устроителей, а иногда и куратором многих выставок Отдела новейших течений ГРМ, где работает до сих пор, в книгу вошли его заметки о художественной жизни Петербурга начиная с 2000-х, когда город открыл дверь в Европу и здесь показали многих замечательных художников мирового уровня, искусство которых не каждому дается легко (в подтверждение этого смотрите блестящую новеллу о выставке Ансельма Кифера). Перц из тех, кто умеет видеть и рассказать об увиденном так, что хочется узнавать о художнике еще и еще.
Книга из путеводных».Главный редактор издательства Ирина Кравцова, Facebook
Издательство Ивана Лимбаха, 2020
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: С. А. Бондаренко
Дизайн обложки: Н. А. Теплов
Обложка, 504 с., ил.
УДК 94(470)«19/20»(093.3) + 7.036
ББК 63.3(2)63+63.3(2)64-49 + 85.103(0)6
П 26
Формат 70x90 1/16