Новости
Вернуться в разделДорогие друзья, 14 апреля в Музее Анны Ахматовой в Петербурге состоится презентация книги «Обрывок реки» Геннадия Гора. Начало в 18:30.
Во встрече примут участие составитель книги Андрей Муждаба, писатели Александр Ласкин, Валерий Попов, критики Валерий Шубинский, Борис Рогинский, Никита Елисеев, искусствовед Станислав Савицкий.
Где: Литейный пр., 53, Большой зал
Книгу можно будет приобрести по издательской цене.
Геннадий Гор (1907–1981) — ленинградский писатель-фантаст, автор научно-популярных очерков и повестей для юношества; самобытный прозаик, много писавший о малых народах России; один из ранних советских учеников ленинградского модернизма 1920-х гг.; автор сокрушительно-откровенных стихов, одного из самых страшных и захватывающих текстов блокадного Ленинграда.
За полвека в советской литературе Гор неоднократно был вынужден изменить траекторию писательского маршрута, по-разному запомнившись разным поколениям читателей, но в посмертии сумел буквально перевернуть свою литературную биографию. В издание вошла ранняя проза Гора, избранные рассказы 1930-х, две повести — 1929 и 1945 гг., а также блокадный цикл. При всей своей разности эти тексты несомненно свидетельствуют друг о друге, формируют общее пространство, в котором наивный формальный эксперимент 1920-х и абсолютный предел языка и субъективности в разрыве блокады преломляются во множестве отражений.
Солнце простое скачет украдкой
И дети рисуют обман.
И в детской душе есть загадка,
Хариуса плеск и роман
Воробья с лешачихой. Как желуди
Детские пальцы. Рисунок опасный —
Обрывок реки. Крик. И люди
Не поймут, не заметят напрасно
Привет с того света, где у реки
В рукаве не хватает руки,
Где заячьи руки скачут отдельно
От зайца, где берег — не сказка,
А бред на птичьих ногах…
«Для образной системы Гора, с самого начала построенной вокруг идей смешения, переплетения, непрерывности, превращения всего во всё („преодоление времени и пространства“ — такова была его излюбленная тема в послевоенные десятилетия), этот обрывок реки, срывающейся в бездну за краем детского рисунка, — возможно, самый решительный знак непоправимой катастрофы, постигшей миропорядок». Андрей Муждаба