21 января 2022

Дорогие друзья, из печати вышла книга польского литературоведа Катажины Шевчик-Хааке «Тернии Грюневальда. Об экфрасисе и не только»

«Произведением искусства, которое в современной польской поэзии послужило основой для создания замечательных стихотворений и вместе с тем объектом герменевтического опыта в поэзии, направляющего мысль на интерпретационные и экзистенциальные вопросы, стал Изенгеймский алтарь. Именно поэтому настоящей книге покровительствует Маттиас Грюневальд. Диалог с его творением, предпринятый Тадеушем Ружевичем и Якубом Экером, подтверждает, что произведение живописи, порождая рефлексию над тем, чтó составляет его тематику, оказывается вместе с тем и зеркалом, в котором отражаются люди, стремящиеся его рассмотреть и понять. Именно так мне хотелось бы понимать слова Чеслава Милоша, универсальность которых соизмерима с их лаконичностью: «Ведь это о нас говорит картина!». Эта фраза, ставшая названием одной из глав книги, показывает, что художественное произведение, будучи местом провозглашения антропологической истины, на глубинном уровне всегда говорит и о нас, живущих здесь и сейчас».

На недавно открывшемся сайте «Польская литература онлайн» опубликована глава из книги. Она посвящена стихотворению Тадеуша Ружевича «Роза». Тема этого стихотворения — встреча с Изенгеймским алтарем, шедевром Маттиаса Грюневальда, одного из последних великих художников Северного Возрождения.