395

вернуться

Надаш Петер
Путешествие вокруг дикой груши: собрание малой прозы

 
Иван Напреенко

Сборник малой прозы едва ли не самого великого европейского модерниста из ныне живущих может служить обзорным путеводителем по его творчеству. «Путешествие...» открывается дебютной повестью Надаша «Библия» и заканчивается его последним на текущий момент рассказом «Соль жизни». Смысловой и художественный центр небольшого издания — рассказ Надаша о клинической смерти от инфаркта, которую он пережил в 1993 году, в 51 год.

Полный текст на портале «Горький».

Константин Поздняков

Из 7 текстов, представленных в книге (есть еще весьма познавательное послесловие Ольги Серебряной «Петер Надаш придумывает, как говорить о мире»), самыми впечатляющими мне показались «Библия» и «Собственная смерть».


Первая новелла обманчиво проста (Ольга Серебряная называет ее наивной), но мне кажется, что мастерство Надаша уже в «Библии» совершенно очевидно. Мальчику Дюрике, рассказчику, повезло родиться в элитной семье: его родители – образцовые венгерские коммунисты. И поначалу персонаж не вызывает симпатий. Это типичный мальчик-мажор, избалованный, трусливый и с пугающими садистскими наклонностями. Его, казалось бы, раз и навсегда устоявшийся взгляд на мир меняет общение с Сидике – деревенской девушкой, ставшей прислугой в доме.
Забавная деталь: мама Дюрике называет Сидике членом семьи, но последняя зовет хозяйку дома не иначе как «барыня». Ощущает свою власть над Сидике и главный герой, в кульминационной сцене доведший девушку до слез при помощи той самой Библии из заглавия.


Не буду пересказывать всех перипетий сюжета, скажу только, что Надашу в ранней вещи удалось убедительно показать превращение эгоиста в человека, способного к эмпатии, готового подставиться под удар ради Другого. Дюрике постепенно начинает осознавать несправедливость своих суждений и чудовищность поступков. И это осознание приводит к переменам и во взгляде на действительность, и в манере повествования.


Если герой «Библии» открывает для себя другую жизнь, новый мир, то повествователь из «Собственной смерти» подробно рассказывает о переживании финала человеческого пути. Герой сначала сталкивается с таинственным недомоганием, а после – с нехваткой кислорода. Вязкий кошмар надвигающегося инфаркта описан действительно впечатляюще. В мельчайших деталях, покадрово показаны метания персонажа по городу в поисках кислорода, полноценного глотка воздуха, сопровождающиеся навязчивой мыслью о недочитанной верстке – последнем незаконченном деле, очень важном деле: последнее всегда кажется самым значимым. Блестяще обыгрывается антитеза плотского и духовного в «больничных» сценах, когда одно «я» цепляется взглядом и словами за земной мир, а другое уже наблюдает за врачами из некоей потусторонней пещеры или тоннеля, ведущих то ли на тот, то ли на наш (но в другом физическом воплощении) свет.

Текст рецензии на LiveJournal.

Михаил Калужский

«Читатель и остается завороженным этим повествованием, и задает резонный вопрос: «А что же такое “Я”?»

Собственно, во всех произведениях, собранных в «Путешествии вокруг дикой груши», Надаш проделывает эту тщательную операцию проверки на истинность. Предметом сомнения может стать кто угодно и что угодно, от прекрасной незнакомки, встреченной в поезде, до самого венгерского народа».

Михаил Калужский, «Москвич Mag»

Николай Родосский

«В конце «Собственной смерти» Надаш описывает опыт клинической смерти. Отключившись в больнице, куда он еле добрел, он оказывается в новом измерении, где кончаются концептуальное мышление и чувственное восприятие. «Великая ярмарка сенсуальности, — как пишет автор, — завершилась». Надаш парит в разлитой по всей вселенной вневременности, как в универсальной материнской утробе, и совсем не хочет возвращаться назад — в тот мир, куда его пытаются вырвать врачи. Ему хорошо, и это блаженное первозданное Ничто, где, как и в нашем мире, «есть расстояния, но нет воздуха», примиряет нас, как великое обетование, с тем мрачным удушливым местом, где мы пребываем сейчас. В конце концов, вдруг удушье этого мира — это только подготовка к божественному вакууму мира грядущего?»

Николай Родосский, «Прочтение»

ISBN 978-5-89059-442-6
Издательство Ивана Лимбаха, 2021

Пер. с венг. и сост. В. Середы; Послесл. О. Серебряной.

Редактор Е. Ю. Мохова
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки, фото Н. А. Теплов

Обложка, 320 с.

УДК 821.511.141-3 «19» (081) = 161.1 = 03.511.141
ББК 84.3(4Вен) 6-4я44-021*83.3
Н 17

Формат 75х901/32
Тираж 2000 экз.
16+