- Николай Александров
«Профессор Института политических исследований в Париже, писатель и философ Эрик Саден популярен не только во Франции. Он с успехом читает лекции во многих университетах Европы и США. Лекторский талант и умение увлечь аудиторию сразу бросается в глаза и в его книге «Тирания Я: конец общего мира», впервые вышедшей в 2020 году, а теперь переведенной на русский язык.
Саден изящен, ироничен. Он легко и свободно говорит на темы, которые так или иначе касаются сегодня всех: мир цифровых технологий, интернет и социальные сети, их основатели и пользователи. Но при этом ученый столь же свободно выходит за рамки шаблонной популярной литературы — цитирует Мишеля Фуко, Ханну Арендт или ту же Симону Вейль. Иными словами, его доступность и внятность философична, что позволяет совершенно иначе взглянуть на вроде бы привычные, простые и очевидные вещи.
Книга открывается ретроспекцией, очерком прошлого начиная с XVIII века, когда формировались и устанавливались демократические ценности западной цивилизации. Но ключевым моментом и точкой отсчета в его рассказе выступает Вторая мировая война:
Когда позади осталась Вторая мировая война со всеми ее страданиями и зверствами, возрождение либеральных демократий сопровождалось убежденностью: если свобода личности теперь как никогда становится главной аксиомой, значит, законные потребности каждого и всеобщее единство придут наконец в гармоничное равновесие. В будущем такие режимы обещали быть одновременно гарантами защиты индивида, частной инициативы и экономического роста, результатом чего станет счастливое процветание, несущее пользу всей общности.
Надежда на торжество либеральных демократий определила историческое развитие Запада в ХХ веке, пишет Саден. Но энтузиазм 1950–1960-х сменился кризисом 1970-х — началом эпохи потребления и все более явными трещинами в отношениях граждан и государства. Кульминационным событием, по мнению Садена, давшим импульс глобальному кризису, стало появление мобильных телефонов и интернета. То, что, казалось, сулит новые, неисчерпаемые возможности, открывает двери желаемого счастья, обернулось нарастающим напряжением, социальными конфликтами и метаморфозами, грозящими катастрофическими последствиями.
Саден последовательно рассматривает этапы и вехи пройденного в последние десятилетия пути вплоть до пандемии ковида: мобильный телефон, смартфон, социальные сети, лайки, селфи, подписчики, хакеры, троллинг, постправда, религиозные, гендерные проблемы и так далее. Этот пестрый паноптикум подчинен одному главному тезису: цифровые технологии сформировали тотальную субъективность, главенство индивидуализма во взгляде на мир и на других людей, разрушили прежнюю коммуникативность. Самоутверждение и самолюбование, убежденность в безусловной ценности своего мнения, своей правды, расхождение слова и дела — все это, по Садену, приметы последнего времени.
Всеобщее погружение в виртуальный мир, заключает автор, привело к еще большему расхождению социума и государства, кризису общего участия в решении социальных проблем. Интернет и социальные сети дают лишь иллюзию действенности. Простота, с которой можно поставить лайк, написать комментарий или высказаться, обманчива, считает философ, уже потому, что ее социальный вес ничтожен. Проще говоря, слова множатся, но они ничего не меняют.
Общество атомизировалось, гражданин стал индивидом, погруженным в свой мир. Он видит только себя, рассчитывает только на себя и равнодушен к государственным интересам, установлениям, проблемам. Это и есть тирания Я, вынесенная в заглавие книги. И следствием этого нового, цифрового образа жизни, может стать хаос, разрозненность — и война всех против всех, о которой писал английский философ Томас Гоббс в своем знаменитом «Левиафане». Вот как об этом пишет Саден:
То, что на протяжении двух веков именовалось «обществом», сменяется тем, что можно было бы назвать стремительной монадизацией мира. Признаков в подтверждение тому хоть отбавляй, и сулят они не коллапс биосферы, а еще одно крушение, которое не только возможно, но уже началось и должно было бы, по крайней мере, нас мобилизовать: крушение насущного и нескончаемо множественного общего мира».
Николай Александров
Издательство Ивана Лимбаха, 2023
Пер. с фр. А. Захаревич
Редактор Т. В. Гольдберг
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки Н. А. Теплов
Обложка, 336 с.
УДК 821.133.1-96-4 «20» + 101.1:316*312 = 161.1 = 03.133.1
ББК 84.3 (4Фра) 64-46 + 87.6-021*83.3
С 14
Формат 84×1081/32
Тираж 2000 экз.
16+