- ne_recenzii, LiveLib
О второй книге я узнала случайно. Случайное стечение обстоятельств опять привело меня к травмирующему тексту. Травмирующему, потому что после него я не хочу ничего читать, знать и понимать. Хотя бы пару дней или неделю.
Четыре главных персонажа, тесно и косвенно связанных друг с другом: Ясперс, Арендт, Бернхард и Эйхман. Улицы, здания, фотографии, кино, пьеса, время, бесконечные повторения. «Территория памяти» – текст вне жанра, и я снова убедилась, что сюжет, как литературная основа, переоценен.
На 61-ой странице я хотела отложить книгу, даже закрыла её, но открыла и продолжила читать. На 92-ой странице слезы стали мешать читать. Обнажая реальность, слова вонзались и пробирались под кожу. На 95-ой странице я откинула голову назад и смотрела в потолок без единой мысли и с их множеством. Своего рода квантовая механика мысли.
На 175-ой странице написала несколько своих слов, кажется, впервые за годы чтения книг. На 185-186 страницах слезы стали мешать читать. Снова обнажение действительности текстом. Если честно, то карандашные линии в этой книги можно найти почти на каждой странице, последние на 366-ой.
В постскриптуме от Александра Скидана оказались слова Стивена Дедала о том, что история – это кошмар, от которого невозможно проснуться, можно только попытаться. Я помню, как подчеркивала их, читая «Улисса», и помню, как вздохнула. «Территория памяти» – еще и пространство, сконструированное из многочисленных киноцитат Годара, Хитиловой, Рене, Антониони и других. Я не знаю ни одного имени из этого перечисления, а значит цитаты были для меня просто текстом. И это не плохо, просто придётся узнать, ознакомиться и снова открыть книгу.
- Отзыв читательницы Евгении (rus_skill_up)
”Вдруг кому-то будет важно прочесть. Как мне было важно написать”. Я точно этот кто-то!
Многие книги, с которыми я знакомлюсь, к сожалению, оказываются проходными. Но расстраиваться из-за этого нет смысла: нельзя найти что-то по-настоящему интересное, если не искать! Этот роман не мог не попасть ко мне в руки, ведь он описывает катастрофу, в которой мы с вами обитаем каждый день. То, что оказывает колоссальное влияние. То, с чем однажды точно надо будет работать, иначе не получится двигаться вперёд...
Год или два назад я бы не смогла прочитать этот роман. Медленно, но верно проходила через отрицание, гнев, торг и депрессию. Сейчас же для него самое время. Настала пора принимать. И именно такие произведения, на мой взгляд, помогают это сделать. Интересно читать о том, насколько по-разному герои воспринимают происходящее, как реагируют, на что решаются или не... Для одних уехать — это предательство, для других — единственный вариант. Кто-то прячется, а кто-то готов погибнуть за чужую правду. Но, так же как и в жизни, в романе нет статичных людей. И нет однозначно чёрного или однозначно белого.
Авторская пунктуация поначалу сбивает: здесь лишь точки и запятые, а иногда отсутствуют и они. Но постепенно проваливаешься в текст (словно вплетаешься в поток) и чувствуешь, где вопрос, где восклицание, где пауза... Текст как будто дышит, живёт своей жизнью, и читатель вместе с ним. Это роман о тоталитаризме и его влиянии на человека, о хаосе и разрушении всего, к чему мы привыкли. Но он почему-то вселил в меня надежду.
Если вам интересны темы, затронутые в книге, и формы, с помощью которых они реализуются (“коллаж из монологов, потоков сознания, публичных выступлений, вымышленных кинохроник и пропагандистских роликов”), то искренне рекомендую познакомиться с ней!
Издательство Ивана Лимбаха, 2024
Редактор: И. Г. Кравцова
Корректор: Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Оформление обложки: Ник Теплов
Переплет, 376 с.
УДК821.161.1-3«20»
ББК 84.3(2=411.2)6-4
Б 39
Формат 84x1081/32
Тираж 1000 экз.
16+