Введение ................................. 7
Свободный комментарий
Методологическое предуведомление от автора . . . . . . . . . 10
КЛАСТЕР ПЕРВЫЙ
О поэзии и прозе. Анализы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1. УРАВНЕНИЕ МЕРИ,
или Лермонтов и математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. «СТАРИК ПАТРИКЕИЧ»
Введение в культурную биографию «шинельного
сочинителя» конца XVIII — начала XIX века . . . ........ 44
3. МАЯКОВСКИЙ НАЧИНАЕТСЯ
Проблема первой рифмы поэта . . ....... . . ........ 76
4. ЖУКОВСКИЙ И ГОГОЛЬ
(Из истории одного места) . . . . . ....... . . ........ 100
5. КЕРДЫК, или ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ
Маленькая филологическая комедия
в четырех сценах с развязкой . . . . . . . . . . . ......... 119
КЛАСТЕР ВТОРОЙ
Литература и политика. Размышления . . . . . . . . . . . . . 128
6. КЕФИР СТАЛИН
О происхождении и трансформации знаменитого
псевдонима (Гипотеза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
7. ДОННА ФЕЛИЦА:
два стиля просвещенного абсолютизма в оде Г. Р. Державина
(из истории одного антирыцарского романа XVIII века) . . . . 138
8. БУРЖУЙ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Александр Блок и культурная история
революционного лейт-эмотива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
9. ДЕДУШКА И СМЕРТЬ
Юношеская сказка Максима Горького
в восприятии И. В. Сталина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
10. НАСТЫРНАЯ ИНСТАССА
Фонетический нарциссизм Игоря Северянина
(Филопоэза) ............................... 204
КЛАСТЕР ТРЕТИЙ
Бендериада, или Свободный комментарий
как искусство комбинации . . . . . . . . . . . . . . . . ..... 227
11. ОПЕРБЮСТ,
или Историко-культурное путешествие вокруг одной
нехорошей квартиры в двух частях с эпилогом. . . . . .... . 228
12. СТАРАЯ ПЕПЕЛЬНИЦА
Филологический этюд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..... 263
13. ПОДТЯЖКИН БЛЮЗ
Антибуржуйская тема в романе «Двенадцать стульев» . . . . 272
14. ГИПЕРМОДЕРНИЗМ ДОКТОРА ГРИГОРЬЕВА, или «Quasi una fantasia» Остапа Бендера . . . . . . . . . 301
15. ОСТАП И ОСНАВ
Миссия авантюрного героя в дилогии
Ильи Ильфа и Евгения Петрова . . . . . . . . . . . . . . 318
16. МАЭСТРО ПЕРЕКАТОВ
«Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова и история шахматной фельетонистики в России . . . . . . . . . . . 336
17. ТАЙНА МИХЕЛЬСОНА-ЗЛОВУНОВА Комическая ономастика и проблема идентичности
в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова . . . . . . . . 360
18. ПОЭТ ВАЛЬКИРИЙ
Языческое бессмертие в революционном неоромантизме Эдуарда Багрицкого . . . . . . . . . . . 376
19. ДУХ ЛИТЕРАТУРЫ
Рассуждение о художественном спиритуализме
Н.С.Лескова .............................. 417
20. ДУХ ЯЗЫКА
Гаспаров, Мандельштам и английская речь . . . . . . . . . . . 428
21. GRESHENKA,
или Перевод как пророчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
22. О ЧЕМ ПОЮТ КАБИАСЫ
Научно-демонологическая сказка с картинками . . . . . . . . . 461
Вместо заключения
HAIRY TALE: Страхи и ужасы американского городка . . . . 489
ПРИМЕЧАНИЯ ............................ 501