вернуться

Содержание

 

Введение ................................. 7

Свободный комментарий

Методологическое предуведомление от автора . . . . . . . . . 10

КЛАСТЕР ПЕРВЫЙ

О поэзии и прозе. Анализы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

1. УРАВНЕНИЕ МЕРИ,

или Лермонтов и математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2. «СТАРИК ПАТРИКЕИЧ»
Введение в культурную биографию «шинельного
сочинителя» конца XVIII — начала XIX века . . . ........
44

3. МАЯКОВСКИЙ НАЧИНАЕТСЯ
Проблема первой рифмы поэта . . ....... . . ........
76

4. ЖУКОВСКИЙ И ГОГОЛЬ
(
Из истории одного места) . . . . . ....... . . ........ 100

5. КЕРДЫК, или ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ
Маленькая филологическая комедия
в четырех сценах с развязкой
. . . . . . . . . . . ......... 119

КЛАСТЕР ВТОРОЙ

Литература и политика. Размышления . . . . . . . . . . . . . 128

6. КЕФИР СТАЛИН
О происхождении и трансформации знаменитого
псевдонима (
Гипотеза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130

7. ДОННА ФЕЛИЦА:
два стиля просвещенного абсолютизма в оде Г. Р. Державина
(
из истории одного антирыцарского романа XVIII века) . . . . 138

8. БУРЖУЙ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Александр Блок и культурная история
революционного лейт-эмотива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152

9. ДЕДУШКА И СМЕРТЬ
Юношеская сказка Максима Горького
в восприятии И. В. Сталина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

10. НАСТЫРНАЯ ИНСТАССА
Фонетический нарциссизм Игоря Северянина
(
Филопоэза) ............................... 204

КЛАСТЕР ТРЕТИЙ

Бендериада, или Свободный комментарий
как искусство комбинации . . . . . . . . . . . . . . . . ..... 227

11. ОПЕРБЮСТ,
или Историко-культурное путешествие вокруг одной
нехорошей квартиры в двух частях с эпилогом. . . . . .... . 228

12. СТАРАЯ ПЕПЕЛЬНИЦА
Филологический этюд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..... 263

13. ПОДТЯЖКИН БЛЮЗ
Антибуржуйская тема в романе «Двенадцать стульев» . . . . 272

14. ГИПЕРМОДЕРНИЗМ ДОКТОРА ГРИГОРЬЕВА, или «Quasi una fantasia» Остапа Бендера . . . . . . . . . 301

15. ОСТАП И ОСНАВ
Миссия авантюрного героя в дилогии
Ильи Ильфа и Евгения Петрова . . . . . . . . . . . . . . 318

16. МАЭСТРО ПЕРЕКАТОВ
«Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова и история шахматной фельетонистики в России . . . . . . . . . . . 336

17. ТАЙНА МИХЕЛЬСОНА-ЗЛОВУНОВА Комическая ономастика и проблема идентичности
в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова . . . . . . . . 360

18. ПОЭТ ВАЛЬКИРИЙ
Языческое бессмертие в революционном неоромантизме Эдуарда Багрицкого . . . . . . . . . . . 376

19. ДУХ ЛИТЕРАТУРЫ
Рассуждение о художественном спиритуализме
Н.С.Лескова .............................. 417

20. ДУХ ЯЗЫКА
Гаспаров, Мандельштам и английская речь . . . . . . . . . . . 428

21. GRESHENKA,
или Перевод как пророчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448

22. О ЧЕМ ПОЮТ КАБИАСЫ
Научно-демонологическая сказка с картинками . . . . . . . . . 461

Вместо заключения

HAIRY TALE: Страхи и ужасы американского городка . . . . 489

ПРИМЕЧАНИЯ ............................ 501