Мария Кувшинова, кинокритик, автор книги «Новый договор. Кино и зритель после ИИ»

[ 1. Расскажи коротко о себе ]

Я пишу о кино с конца 1990-х. Работала в разных бумажных и онлайн изданиях, в 2019-2022 вместе с Татьяной Шороховой делала сайт kkbbd.com (http://kkbbd.com/). Написала книгу о Балабанове (https://www.litres.ru/book/mariya-kuvshinova/aleksey-balabanov-biografiya-71645431/), которую недавно в третий раз переиздали спустя десять лет, а еще «Кино как визуальный код» (2015) — о трансформации кино из пленочного в цифровое. В октябре у меня вышла книга «Новой договор. Кино и зритель после ИИ» (https://www.litres.ru/book/mariya-kuvshinova/novyy-dogovor-kino-i-zritel-posle-ii-72650089/), где я описываю свое изумление от нового типа визуальности, возникающего из-за появления генеративных моделей и меняющего на наши представления о реальном.

[ 2. Как используешь AI в работе? ]

Мне часто приходится писать технические тексты по ТЗ для SEO, и я не понимаю, как я раньше делала это без Perplexity. Мой любимый кейс, когда надо было вставить ключ «Иван» в текст про экранизации книг писателя Иванова, и Perplexity за долю секунды нашла мне всех «Иванов» в фильмах по Иванову, актеров и персонажей. Как ни странно, многие мои коллеги до сих пор не пользуются такими сервисами, хотя, например, Perplexity доступен в России.

Критику и эссеистику я пишу сама, но в новой книге есть несколько фрагментов сгенерированного текста, потому что в диалоге с моделями часто рождаются удачные формулировки. Я подумала, что будет правильно в верстке выделять такие фрагменты графически. Это не только честно по-отношению к читателю, это еще дает представление о том, как выглядит совместная работа человека и модели (или человека и коллективного разума всего человечества, упакованного в датасеты). У меня в книге есть глава, в которой я применяю кинотеорию Делёза к генеративным видео (например у него есть понятие невидимого закадрового пространства, которое косвенно влияет на то, что находится в кадре, — и это можно сравнить с латентным пространством моделей). Я не философ, и я не думаю, что смогла бы разобрать тексты Делёза без помощи Claude, как и модель сама по себе не смогла бы создать подобный тип рефлексии. Совместный ридинг сложных текстов с LLM не похож на ридинг в группе живых людей, где бывает много спонтанных инсайтов, но это интересный и плодотворный способ чтения.

[ 3. Концепт или тренд, который занимает тебя? ]

Я жду какого-то более глубокого философского осмысления прихода нейросетей в нашу жизнь, но для этого нужно время, а пока все находится в стадии бума, когда просто нет времени объяснять. Тем не менее, артистическая рефлексия по поводу технологии уже существует, например, в этом году на фестивале Ars Electronica (это что-то вроде Каннов для технологического искусства) победила Anatomy of Non-Fact (https://ars.electronica.art/panic/en/view/anatomy-of-non-fact-23c38ddb450c8179b2c4ee7cebc52852/), — исследование, посвященного распространению фейковых изображений. В первой части работы художница детально воссоздает в физическом мире несуществующий пуховик Balenciaga из генеративным мемов с папой Римским, и помещает одетого в него немолодого мужчину в пространство реального города — это абсурдное недопустимое вторжение виртуального в физический мир производит странное и сильное впечатление, оно заставляет надолго погрузиться в задумчивость.

[ 4. Абсурдное из сети, что зацепило ]

Мем увидела у Егора Галенко (https://disk.yandex.ru/i/dh_Iv_YDNts5IQ).

[ 5. Главные источники вдохновения ]

В Курортном районе Санкт-Петербурга, где я живу, пару лет назад открылась галерея современного искусства «Транзитная зона» (https://www.instagram.com/transit.zone/), которая находится в помещении автобусной остановки (это небольшое стационарное помещение, часть архитектурного комплекса 1970-х годов). Помимо интересных выставок и мастер-классов, летом там был нойз-перформанс, в который оказались вовлечены прохожие и люди, выходящие и входящие в автобус — это производило сильное впечатление. Думаю, это абсолютно уникальное место не только для России, но в мировом контексте.

Источник

Записей не найдено.

ISBN 978-5-89059-588-1
Издательство Ивана Лимбаха, 2025



Оформление обложки: Н. А. Теплов
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор И. М. Харитонова
Компьютерная верстка Н. Ю. Травкин
208 с., ил.
УДК 791.43.01 ББК 85.373 (3)
16+