Отрывок
43. Дневник. Сентябрь, 1995
1 сентября. Начало. К вопросу об образе жизни,
условиях и прочих обстоятельствах бытования
русского литератора. Утром и днем сидел в
редакции журнала «Матадор», дописывал
собственные интервью с музыкантами Галаниным
(поп-рок) и Батаговым (минимализм). Мораль не в том,
что я, такой утонченный, должен заниматься вот
этим вот, потому что за это деньги платят похожие
на деньги, а за литературу не платят (моя зарплата
в «Матадоре» больше моей зарплаты в
«Литературной газете» в двадцать с лишним раз;
впрочем, надо уточнить, что той зарплаты, которая
мне в «ЛГ» формально назначена, реально же я
горжусь тем, что ухитряюсь получать зарплату
отрицательной величины: месячная аренда
литгазетовской дачи больше зарплаты, и я,
расписываясь в ведомости, доплачиваю несколько
тысяч). Мораль в том, что заниматься поп-культурой
и глянцевыми журналами еще и интереснее, чем
текущей словесностью. А вернее в том, что
литература все время разная и что сегодня
литература — это женский роман, текст для
рекламного ролика или заметочка в глянцевом
журнале, а то, что публикуют толстые журналы, —
это как раз постепенно становится
паралитературой, чем-то бесконечно маргинальным.
Литература нынче это больше Денис Горелов, чем,
допустим, Владимов или Петр Алешковский, или
Алексей Варламов, хотя все это люди вполне
вменяемые. (М. Чудакова писала в книжке про Олешу,
что Дорошевич, газетный фельетонист, «породил»
Маяковского и Шкловского, который в свою очередь
«породил» целую новую словесность: я не к тому,
что Денис чего-нибудь породит, он жениться-то не
может, а к тому, что дешевый журнализм бывает в
сто раз интереснее, чем повести и рассказы.) Я не
предлагаю этому радоваться. Просто так
происходит.
Ивангардисты
Если есть припев или лейтмотив,
текст песни уже никто не слушает. «Милая моя,
солнышко лесное» все знают, а что до и что после:
тайна, покрытая мраком. «Тоже является частью
вселенной», — о чем речь, что является, вспомнить
невозможно. Мозг человеческий? Ноты «до» и «фа»?
Узор на крыльях бабочки? Серебро, радий и цинк,
почетные члены таблицы Менделеева?
Можно эту припевку резко
социологизировать: мы, русские, являемся частью
мирового сообщества, мы, Иванушки, являемся
интернешнл, наша русская эстрада является частью
той самой вселенной, в которой обитают и
карамельный буддист Стинг, и глубокоглазый Боуи,
и ужаленная моржом Бьорк.
Есть разные способы определять
место наших иванушек (и, скажем, киркорушек) в
этой сияющей пузырями вселенной. Можно заявлять,
что музыкальный процесс един, как всемилостивый
и всемогущий Господь, и русские мальчики и
девочки благополучно занимают во всемирном
хит-параде пять тысяч восемьсот третье и семь
тысяч четыреста девяносто четвертое места
соответственно. А потому на них лучше наплевать и
слушать, грубо говоря, первую сотню. Можно,
однако, рассудить и иначе: единый процесс —
фантазм, конструкт, майя. Ближе к телу
Издательство Ивана Лимбаха, 1998
Редактор И.Ф. Данилова
Худож. редактор В.Г. Лошкарева
Корректоры: Е.Д. Светозарова, О.К. Королева
Компьютерная верстка: Л.Н. Киселева
Худож. оформление: Д. М. Плаксин, С. Д. Плаксин
Обложка, 200 стр.
Формат 70x1081/16 (254х164 мм)
Тираж 2000 экз.
Книгу можно приобрести