222

вернуться

Злобин Алексей
Яблоко от яблони: Герман, Фоменко и другие опровержения Ньютонова закона

 
Андрей Хржановский, режиссер
Должен вам сказать, что я бываю периодически на этой выставке. Но сегодня, я потрясен и счастлив видеть такое количество замечательных лиц. Я вычисляю: если это от ста отнять восемьдесят девять процентов, остается одиннадцать – и здесь ничтожная часть от одиннадцати процентов, то какого качества, какого высочайшего уровня – это просто вселяет надежду, что этот процент будет расти и множиться.

Вначале я прочитал в журнале «Искусство кино» отрывок воспоминаний Злобина о Германе – это совершенно уникальные воспоминания! Я тут же ему позвонил и спросил: «А будет ли книга?» И я счастлив, что это состоялось. Хочу поделиться несколькими удивительными ощущениями.
Вы будете удивлены, и Злобин будет удивлен: читая эту книгу, я вспомнил, что с таким же чувством я читал великую книгу Станиславского – она написана с тем же простодушием, подробностями, вниманием, знанием и интересом к профессии. И тут случился один счастливый для меня обман. Я начал читать книгу добросовестно с самого начала, думая, когда же дойдет до Германа… и понял, что начало не менее интересно и уникально, чем то, что написано о Германе и Фоменке, моих дорогих и любимых друзьях, которые осчастливили меня своим вниманием. Скажем, Алексей Юрьевич приехал специально из Питера вручать мне приз за лучшую режиссерскую работу фильму «Полторы комнаты». Если бы вы видели плачущего Германа – это невероятно! Этих людей я обожал, и буду любить всю жизнь, и восхищаться их искусством.
Но в книге Злобина замечательно то, что он пишет в такой неразрывной связи о творчестве, о жизни и привычках, о психологии этих людей, что вы получаете наиполнейший портрет. Потому что многажды брали интервью, скажем, у того же Германа, и все это да интересно, но здесь все это явлено уникально и неожиданно. И самое замечательное – этот подвод и подход к этим двум титаническим фигурам.
Удивителен рассказ Алексея о своем, о начале и продолжении творческого пути, воспоминания необыкновенно интересные, и они влюбили меня, влюбили в частности и в его покойного папу, потому что я понял неразрывную связь между этими двумя людьми, между сыном и отцом – это первое, и во-вторых, потому, что это прекрасный и сердечный памятник, какой только может сделать один человек другому близкому человеку.
Теперь еще одна удивительная вещь. Знаете ли, если я вас спрошу: «Что такое режиссура», время от времени я и себе задаю этот вопрос, мучаюсь с ответом, но вообще-то, что это такое? Да, есть теории, есть законы и системы, и так далее и так далее, можно сказать, что все изложено в книгах Станиславского, Мейерхольда, Эйзенштейна – и это действительно так, прочесть эти книги и больше ничего о режиссуре знать не надо. Но можно прочесть эти книги и тоже ничего о режиссуре не знать, и ничего в этом не понимать, потому что дальше идут какие-то волшебные дела, которые происходят из сердца, из опыта, из умения быстро соображать, короче говоря – из той единственной новости, которая всегда нова – из таланта. Я мог бы говорить о книге Алексея долго-долго, там есть совершенно изумительные детали, поначалу я их стал выписывать, потом бросил, потому что понял, что претендую на создание самостоятельного труда по анализу книги Злобина. Но там есть вещи действительно мимолетные, но схваченные так… как скажем кулак, который в дверную щелку просовывается, кулак с поднятым большим пальцем, – это дорогого стоит, это замечательная кинематографическая деталь.
Одним словом, мои поздравления прежде всего автору, издателям, и всем, кто эту книгу прочтет, я вас поздравляю, не сомневаюсь, с замечательным, уникальным, удивительным впечатлением!

АртГнездо

Владимир Забродин, редактор:
Случайно я встретил Алешу в магазине «Фаланстер», и он подарил мне книгу об отце. Она мне очень понравилась, книга про девяностые годы, когда интеллигенция очень резко понизилась в своем ранге, потому что ради хлеба насущного пошла в услужение к демократам – поверьте, это более тяжелый хлеб, чем при режимах суровых. Те ценят культуру, демократия – антикультурна по своему существу, на мой взгляд. Это не значит, что нужно возвращать тоталитарный режим, а просто понимать, что в демократии статус культуры понижается очень сильно, а деятели культуры превращаются ну почти в официантов власти, толстосумов и прочего такого, что плавает на поверхности, не буду уточнять, как это называется. А потом Алеша принес главу про Германа, я прочитал ее и сказал, что это срочно надо печатать. Я всегда как редактор работал, ну чтобы пояснить мой принцип: я не цензор, не палач, можно много перечислять амплуа таких редакторов типичных, я – читатель, первый читатель. И как первый читатель я могу только дать советы, как текст с точки зрения читательской сделать, ну более приемлемым, что ли. Как построить композицию, что убрать, поскольку не всегда интересно читателю то, что интересно автору, ну и всякие такие хитрости. Алеша согласился с моими замечаниями, и это напечатали в «Искусстве кино». Там много моих знакомых, они сказали: «Ну, такой подарок, не может быть, чтобы вы это отдали нам!» А я сказал, что им это больше подходит, чем «Киноведческим запискам», где я сам работал тогда. С тех пор началось: Алеша приносит фрагменты, я читаю, что-то советую. И вдруг вышла книга, я изумлен: какая она получилась объемная! Поздравляю – это называется “большой формой”. Говорят «первая книга – вторая книга», первый фильм – второй фильм» и считается, что первый фильм или первая книга, если они автобиографичны, то это как правило, более удачно, чем все последующее. И авторы остаются людьми одного произведения. Но мне кажется, что первая книга Алексея хорошая, а эта – на несколько порядков лучше.

Что меня больше всего привлекало как читателя? Что там кроме гигантских портретов двух гениев совершенно замечательные портреты других людей. Как неприятных, в известном смысле, принадлежащих нашему цеху (интеллигент не значит приятный человек, да?) а с другой стороны есть портреты эпизодических персонажей, провинциальных – где Леша ставил спектакль, студентов, с которыми учился, других спутников и просто встречных. Например – Иван Латышев, который спас курсовую работу Алексея, блистательно сыграв в его спектакле – написан совершенно фантастически. Короткий портрет, но одна из самых приятных человеческих фигур. Черноземов – замечательный! Как-то мы заспорили с Траубергом о его книге, я сказал: «Леонид Захарович, вы замедляете выход книги, а главное для автора – выйти в тираж!» Леонид Захарович изменился в лице, и я понял, что сморозил двусмысленность. Вот Черноземов в книге Злобина, как будто человек, вышедший в тираж… но он сохранил такую мощь и смысл! И здесь много портретов человеческих, прекрасных! Эта книга помимо двух главных фигур так привлекательна прописанностью пейзажа людского, который нас окружает, и который мы очень часто не замечаем – бесценные каждодневные встречи! И вот за это, Алеша – спасибо!
Желаю ему набраться терпения, начинается новый период, будут не только хвалить – мужества вам, терпения и удачи! Поздравляю!

АртГнездо

Зара Абдуллаева, “Искусство кино”
Алеша Злобин – слуховик. Он не вспоминает, хотя вспоминает. Не реконструирует, хотя и реконструирует речь людей, с которыми довелось ему проводить время – рабочее и не только. Каким-то таинственным образом (но без всякой мистики) интонации, паузы, ужимки, пластика, порой даже кажется, что и походка героев этой книги достаются читателям напрямую. Без посредника. Однако некто на месте такого персонажа существует. Автор-слухач. Леша Злобин.

Как-то чудеснейший Володя Забродин, лучший редактор в центре Москвы, спец по Эйзенштейну, Мейерхольду, передал мне рукопись ассистента режиссера на съемках “Трудно быть богом” Алексея Германа. Я прочла – и рот раскрыла. А уши зарделись. Никакой застенчивости в хронике автора не было. Зато благородства полно.

Благородства естественного, не умышленного. Текст был опубликован в журнале “Искусство кино”.
Главное ведь начать. Теперь вот книга.
Теперь я жду, сподобится ли Леша записать когда-нибудь на бумагу смех Забродина. Смех, которым вдруг, на ровном месте заходится не на минуты, нет, на целую вечность этот хрупкий усатый – редкой человеческой породы Владимир Всеволодович, который меня с Лешей познакомил.

АртГнездо

 

ISBN 978-5-89059-242-2
Издательство Ивана Лимбаха, 2016

Редактор И. Г. Кравцова
Корректор Л. А. Самойлова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов

Обложка. 472 с., ил.
УДК791.633-051 (470.23-25) «19/20» + 792.075 (470-25) «19/20»-94
ББК85.374.3 (2) 6-8 Герман-49 + 85.334.3 (2=411.2) 6-8 Фоменко-49
З 68
Формат70×901/16
Тираж 2000 экз.

Книгу можно приобрести