105

вернуться

Брюкнер Паскаль
Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье

 
Елена Гаревская, Культура, 31 января 2008.
Идея счастья в XX веке получила двоякое развитие. В демократических странах - это стремление ко всяческим наслаждениям.

Паскаль Брюкнер приводит весьма впечатляющий аргумент в подтверждение своих рассуждений: всего пятнадцать лет отделяет освобождение Освенцима от начала потребительского бума в Европе и Америке. В странах тоталитарных, став частью политической доктрины, счастье превратилось в страшное оружие массового уничтожения. Но Брюкнер в "Вечной эйфории" не рассматривает ужасы принудительного счастья тоталитарного общества, описанного Оруэллом и Хаксли, а останавливается на индустриальной эре и свойственном ей стремлении жить лучше. "Антиутопии нападали на слишком безупречный строй, в котором все расписано по часам; мы же носим неумолимые часы внутри себя", - пишет Брюкнер. И граждане России уже давно переместились из оруэлловского мира в мир, рассматриваемый Брюкнером. Итак: осторожно! Счастье.


Елена Гаревская
"Культура", 31 января 2008.

   © Елена Гаревская, 2008.

Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Перевод с французского Н. Мавлевич. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 240с.     О книге на нашем сайте.

Игорь Шевелев, Московские новости, 22 июня 2007
Знаменитый прозаик и романист Паскаль Брюкнер, автор "Божественного дитя" и "Похитителей красоты", считается одним из самых ярких мыслителей современной Франции. "Вечная эйфория", кроме того, что блестяще написана, посвящена парадоксальному разоблачению установки европейской культуры на обретение счастья, успеха, прогресса. "Повинность счастья" ставит перед людьми слишком высокую планку, которую те вынуждены достигать, испытывая стрессы и чрезмерную нагрузку.

Само понятие счастья, о котором рассуждали с древних времен, - св. Августин приводил около трехсот толкований этого понятия, - слишком неопределенное. Деньги, здоровье, власть, карьера? Культ общественного счастья висит над людьми топором революционеров и социальных реформаторов, скрывая двойственность зависти к баловням судьбы и подсознательной тяги к ним.

Идея счастья - это перевертыш христианской культуры, когда земной минус и небесный плюс "набожного садизма" заменили на одномерный земной плюс. Но результат оказался столь же метафизичным: чем больше стремишься к счастью, тем оно дальше. Если при этом ради всеобщего счастья устраивать революции, - а чувство справедливости их требует, - то получается та самая "христианская идея, доведенная до безумия", о которой говорил еще Честертон.

Нынешняя культура зациклена на благополучии. Для нее и доброта с состраданием очень кстати повышают уровень иммуноглобулина, вера в Бога полезна для здоровья, душевное спокойствие гарантирует хороший заработок, - автор с подозрением рассматривает подобные максимы общества потребления, ведущие к торжеству пошлой посредственности.

Кроме прочего, книгу Брюкнера можно использовать как хрестоматию по высказываниям лучших умов человечества о счастье. Еще Авраам Линкольн уверял, что люди способны быть настолько счастливыми или несчастными, насколько сами захотят. Понятие счастья, "как оно есть", подозрительно совпадает с тем, как его - счастья - нет.

Игорь Шевелев
"Московские новости", 22 июня 2007

   © Игорь Шевелев, 2007.

Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Перевод с французского Н. Мавлевич. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 240с.     О книге на нашем сайте.

Ольга Балла, НГ Ex Libris, 19 июля 2007 г.
Под именем "счастья" досталось по полной - и изрядно заезженной - программе всем традиционным объектам неудовольствия критиков западной цивилизации. И прогрессу. И новизне. И культу молодости и здоровья. И многострадальному потребительству, которое не пинал только ленивый. И виновато во всем этом именно "счастье": оно, по Брюкнеру, превратилось буквально в "орудие массового уничтожения" бедолаг-европейцев.

"Забота о поддержании благополучия, - уверяет он, - утвердилась в современной светской Европе вместе с торжеством посредственности - явлением на заре Нового времени и означающим, что место Бога заняла сведенная к обыденности мирская жизнь". "Посредственность, - разъясняет он тут же, чтобы мы чего другого ненароком не подумали, - это победа буржуазных ценностей: заурядности, пресности, пошлости…

Ольга Балла
"НГ Ex Libris", 19 июля 2007 г.

   © Ольга Балла, 2007.

Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Перевод с французского Н. Мавлевич. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 240с.     О книге на нашем сайте.

Ольга Рычкова, У книжной полки, 2007, № 4.
Автор прослеживает эволюцию представлений о счастье. Христианство полагало его возможным на небесах. Вся современная концепция счастья зиждется на знаменитой фразе Вольтера: "Рай земной - там, где я".

Вторая половина ХХ века ознаменована идеологией "принудительного счастья": человек обязан превратить жизнь в сплошной рай, иначе он жалкий неудачник. Брюкнер рассматривает "составляющие счастья" (например, здоровье, которое из простой данности превратилось в предмет неустанной заботы и тревоги), разные представления о нем (одна из глав называется "Что для одних счастье, для других вульгарность") и т. д. Писатель приходит к выводу, что погоня за глобальным счастьем отравляет наше бытие, ибо цель недостижима. Загнать железной (иликакой-то другой) рукой человечество в рай не получится…


Ольга Рычкова
"У книжной полки", 2007, № 4.

   © Ольга Рычкова, 2007.

Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Перевод с французского Н. Мавлевич. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 240с.     О книге на нашем сайте.

Роман Арбитман, Ведомости-пятница, 1 июня 2007 г.
Поначалу кажется, что в России этой книге непросто найти читателя. Ведь о счастье мы и так знаем все: оно - отсутствие несчастья, оно в труде, оно - когда тебя понимают, оно - когда у соседа корова сдохла и пр. Однако на родине французского писателя и философа Паскаля Брюкнера уважают так, что отмахнуться от его мнения неразумно (о политических взглядах Брюкнера читайте на стр. 8).

А вдруг он знает лучше нас? Зря что ли однажды его вызвал к себе министр, желая узнать, скоро ли прекратится забастовка транспортников? И писатель, по слухам, дал конкретный ответ - так же непринужденно, как теперь пишет о счастье. В книге четыре части. Первая повествует о том, как в эпоху Просвещения установка на "земное счастье" вытеснила христианский культ страдания. Во второй речь идет о счастье мнимом, которое массовая культура навязывает человеку. В третьей дело доходит до самого насущного: в деньгах ли счастье? Автор тонко намекает, что нет, хотя… Наконец, в последней части автор приходит к выводу, что страдания все же приводят к счастью, когда заканчиваются (зубы болели - плохо, боль прошла - ура). В этой остроумной книге много безапелляционных формулировок и классических цитат - свою репутацию всезнайки Брюкнер подтверждает.


Роман Арбитман
"Ведомости-пятница", 1 июня 2007 г.

   © Роман Арбитман, 2007.

Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Перевод с французского Н. Мавлевич. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 240с.     О книге на нашем сайте.

С. Гедройц, Звезда, № 7, 2007
Вот книга, действительно приятная во всех отношениях. Толстенькая, тяжеленькая. Страницы белые-пребелые, а переплет шоколадный, с золотыми буквами. Сразу видно, что издатель не жадина. И что Н. А. Теплов (автор дизайна) знает свое дело. Вероятно, даже любит.

Кулинарный комментатор Илья Лазерсон (президент, между прочим, клуба шеф-поваров Санкт-Петербурга) тоже не ударил в грязь лицом.

Да и весь аппарат в порядке, хотя филология, по понятным причинам, уступает кулинарии.

Перед нами, несомненно, солидный взнос в историю словесности. Князь Владимир Федорович был графоман с именем и не бездарный. Мастер звонких и стремительных метафор. Из которых одной даже посчастливилось выйти в азы: "Солнце нашей Поэзии закатилось!..". Кроме этой строки он написал еще миллион других, изобрел акустический микроскоп и какой-то звукособиратель, а также сделал приличную канцелярскую, с придворными поощрениями, карьеру и много добра.

Угощал обедами (говорят, невкусными) людей тоже в литературе не последних - и фигурирует в их мемуарах и переписке.

Не вырубишь, короче, топором. Почти что классик. И вот опубликован почти что новый его текст. Как ни крути - почти что событие.

Эти свои заметки по домоводству князь печатал в середине сороковых девятнадцатого на последней полосе "Записок для хозяев" - приложения к "Литгазете". Подписываясь: профессор Пуф. Не псевдоним, а маска. Довольно тщательно разрисованная: иностранец, но патриот империи, тщеславный педант, но не шарлатан, а дока, и притом весьма не прочь при случае пошутить, хотя бы и над самим собой.


С. Гедройц
"Звезда", № 7, 2007 г.

   © С. Гедройц , 2007.

Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Перевод с французского Н. Мавлевич. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 240с.     О книге на нашем сайте.

Юлия Таранова, НГ Ex Libris, 19 июля 2007 г.
Нельзя сказать, что Паскаля Брюкнера интересуют исключительно проблемы сверхпотребления (от фр. surcroissance). Это скорее "побочный эффект" новой идеологии. Гораздо страшнее последствия, касающиеся сдвигов в человеческом сознании.

Человек, которому с детства внушают, что быть счастливым столь же необходимо, как дышать, загоняет себя в жесткие рамки, которым он априори не может соответствовать. Он выбивается из сил в бесконечной погоне за счастьем, о котором он зачастую не имеет четкого представления. Его жизнь проходит в бесконечной борьбе, самобичевании, сопровождающимися чувством острой неудовлетворенности. И даже когда приходит понимание, что счастье невозможно сделать неотъемлемым атрибутом жизни, человек тем не менее стремится создать иллюзию в глазах общества, выставляя напоказ общепризнанные "счастливые амулеты": богатство, здоровье, любовь.

"Вечная эйфория" Паскаля Брюкнера - это не нравоучительный трактат об эфемерности счастья и не разоблачение новой популярной идеи. Это логически выверенная, вдумчивая книга о тайных рычагах, направляющих массовое сознание, и о том, как не зависеть от них, используя законы одной лишь логики и здравого смысла.

Юлия Таранова
"НГ Ex Libris", 19 июля 2007 г.

   © Юлия Таранова, 2007.

Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / Перевод с французского Н. Мавлевич. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007.- 240с.     О книге на нашем сайте.

ISBN 78-5-89059-157-9
Издательство Ивана Лимбаха, 2011

(пред. изд. ISBN 978-5-89059-112-8
тираж 2000 экз., 2007)
Перевод с фр.: Н. С. Мавлевич
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор О. А. Назарова
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Н. А. Теплов

Обложка, 240 стр.
УДК 1 ББК 87 Б89
Формат 84х1081/32 (200х125 мм)
Доп. тираж 2000 экз.