479

вернуться

Конаков Алексей
Дневник погоды (дисторшны)

 
Александр Марков, «Знамя»

Тема прозы Конакова, напоминающей не то записки для себя, не то блог, заполняемый с ошибками, не то осознанные сновидения, — уязвимость человека, соревнующаяся с уязвимостью конспирологических объяснений происходящего. Легко счесть, что ты опроверг суеверия и отдельные предвзятые мнения; но как справиться с человеком, который суеверен в силу своей слабости? Конаков на протяжении всей книги изображает слабого конспиролога, исследующего, как погода выводит на следы заговора. Примерно так бы выглядел Акакий Акакиевич Башмачкин, если бы он не погиб, а стал детективом, исследующим сговор шинелекрадов. Или майор Ковалев, если бы он создал клуб безносых, которые исследуют причины грубости в армии, почему солдата могут бить в нос. Или Поприщин, который серьезно бы занялся связью испанской и алжирской политики и в конце концов организовал бы какую-то военную экспедицию. Или художник Пискарев, который бы создал коммуну из красавиц Невского проспекта. Конаков дополняет гоголевские мотивы развитым приключенческим сюжетом1, и поэтому книга, при всей этой клеточной структуре, становится очень увлекательной.

Полный текст рецензии

Игорь Гулин, «Коммерсантъ»

Один из самых интересных исследователей советской культуры, петербуржец Алексей Конаков начал писать прозу недавно. Его вышедший в прошлом году «Дневник погоды» — художественное развитие тем конаковской монографии «Убывающий мир», посвященной поискам НЛО и йети, лечению при помощи мумиё и прочему «советскому невероятному». Герой-рассказчик «Дневника» — современный петербуржец, склонный к паранойе интеллигент, одержимый зловещим воздействием разного рода таинственных сил на повседневную реальность, включая погодные явления. Это небольшая, изящная, трогательная и тревожная книжка.

Полный текст

Карина Разухина, «Воздух»

В своей дебютной художественной книге Алексей Конаков — исследователь позднесоветской культуры («Убывающий мир: история „невероятного" в позднем СССР») — продолжает описывать «невероятное», но только на материале современности: в городе Ст. Петербурге сотовые компании «МТС» и «Билайн» вступают в сговор с рептилоидами, а правая рука внезапно может стать левой. Главный герой — житель петербургской Лахты, избравший для фиксации своих «погодных» впечатлений форму дневника, которая неизбежно требует от автора контракта с реальностью. Последняя для него не пустой звук, а феномен, который входит в восприятие во всей своей полноте и обыденности. Вот только, чтобы не залипнуть намертво в симулякры, ему приходится подбирать особый язык, который мог бы наиболее релевантно описать реальные изгибы искажённой действительности. Иными словами, лишь мимикрируя под эго-документ, автор превращает свой текст в эксперимент, наследующий новациям андеграундной прозы (Леон Богданов, Аркадий Бартов, Павел Улитин). Пускаясь в приключение языка с перестановками букв, игрой аллитераций и ассонансов, рассказчик будто перемещается на позицию выживающего в постапокалипсисе: поход в «Пятёрочку» в один из наиболее мрачных и холодных дней по гололёду превращается в экзистенциальное путешествие, позволяющее главному герою ощутить молчаливое ничто. Бытовые хлопоты, поездки на работу в метро, покупка продуктов — все эти частицы жизни доведены до автоматизма восприятия. Конаков остраняет обыкновенную жизнь, делает её рассматриваемой и остро ощущаемой, ведь так она становится более реальной. Дисторшн — это мир-перевёртыш, в котором можно выжить лишь приняв «нигилизм новой волны» (не верить в науку, учиться отвечать «нет», но верить в рутину и быт). Феноменологическая оптика рассказчика сближает его с Антуаном Рокантеном — героем романа Жан-Поля Сартра «Тошнота», но с той разницей, что герой Конакова не чувствует отторжение от бытия. За дисторшн (искажённое восприятие реальности) и остранение, которые возникают во всех пластах текста, отвечают, конечно, рептилоиды, излучающие вредоносные сигналы, разрушающие язык и погодную атмосферу текста. Временами она распадается на буквы перед глазами читателя, но лишь затем, чтобы потом собраться в обновлённое яркое целое.
во в любое время суток, во в любую погоду, подд высоким и низким, белым и чёрным небом Ст. Петербурга кое-куда-бы-то спешат старушки с тележками. их сотни и тысячи, и сотни и тысячи тысяч; они любят беседы и терпкий кофем; они не любят поребриков и ступеньков. Прочно ассоциируемая со старушками поэтика скидочных карт отвлекает граждан отт самого главного вопроса (хотя мы бы не должны его забывать (мы должны его задавать)): что в тех тележках? (Призапасы круп и лекарствов? Корни мандрагоры и топинамбура? расчленённые тела внуков (закапризничавших невовремя, отказавшихся есть маннуюс комочками кашу-малашу)? А может быть — тайна самóй россии?

Воздух: Журнал поэзии. № 43. 2024

Михаил Куртов, «Горький»

Что происходит в этих записях? Да в общем-то ничего: какие-то наблюдения за метеорологическими и астрономическими явлениями, какие-то события из семейной жизни, какие-то мысли о том о сем, от науки до кулинарии. Книга, собственно, и начинается с фразы «Мы — нигилисты новой волны...» Это — как далее поясняет автор дневника — те, кто не верит в науку и верит только в быт. Слова «ничего» и «ничто» рассеяны по всему дневнику: «Я давно отучился читать книжки и вообще хочу ничего»; «Ничего нет (нет) — ни тоски, ни жалости, ни счастья, ни здоровья, ни распродаж в магазинах»; «Что же мы ощущаем помимо кроме растерянности да желания спать? Почти ничего»; «А что уж теперь? (Ничто.)»; «Поменять ничего нельзя». Когда пророчица из сорокинской повести «День опричника» произносит сакраментальное «с Россией будет ничего», она (вместе с читателями повести), вероятно, и не предполагает, каким насыщенным и содержательным будет это «ничего». И дело даже не в том, что в России, напротив, «постоянно что-то происходит», а в том, что никакого «ничего» на самом деле нет: все зависит от умения вглядываться, от внимания к самому обычному, к повседневным мелочам. Так, наверное, и нужно понимать это «ничто новой волны»: как отрицающее само себя богатство каждого дня. (Анализ Ничто у Хайдеггера тоже выявил массу важного и интересного, например, структуру опыта скуки; но Хайдеггер еще не писал про погоду; этот пробел в хайдеггеровской аналитике повседневности был позднее восполнен Тэцуро Вацудзи в книге «Климат: философско-антропологические размышления».) 

Полный текст рецензии

ISBN 978-5-89059-513-3
Издательство Ивана Лимбаха, 2023

Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн обложки: Р. С. Васильев


Обложка, 168 с.

УДК 821.161.1-3 «20»
ББК 84.3 (2=411.2) 6-4
К64

Формат 70 × 901/32
Тираж 1000 экз.
16+