110

вернуться

Рабинович Елена Георгиевна
Мифотворчество классической древности: Hymni Homerici. Мифологические очерки

 

БОГИ ГРЕЦИИ
(выдержки)

Как еще вы правили вселенной
И забав на легких помочах
Свой народ водили вожделенный,
Чада сказок в творческих ночах,
Ах, пока служили вам открыто,
Был и смысл иной у бытия,
Как венчали храм твой, Афродита,
Лик твой, Аматузия!

Ф. Шиллер. Боги Греции
перевод А. Фета

Едва ли не любой греческий миф, будь он рассказан в стихах или в прозе, сразу вызывает в памяти читателя и слушателя знакомые имена - Аполлон и Артемида, Зевс и Гера, Гермес, Гефест, Дионис и прочие. Культура наша устроена таким образом, что даже совершенно равнодушный к классической древности вообще и к греческим мифам в частности человек знает о рождении Афродиты из морской пены и о покровительстве Гермеса ворам и торговцам: получение подобных сведений сопутствует приобретению не только книжной премудрости, но и повседневного житейского опыта, ибо городская и парковая скульптура, рекламные клипы, расхожие газетные сравнения, школьные учебники, вообще все на свете буквально от рождения снабжает нас поверхностны ми, но от того не менее верными знаниями о богах. Читатель, открывший эту книгу, почти наверняка знает больше, чем нельзя не знать, а кое-что ему предстоит узнать, однако начать следует с по возможности краткого рассказа о богах- кто они и каковы.

Богами называются как титаны, дети Урана и Геи, так и их потомки - не только дети, но также внуки и правнуки. Из детей титанов шестеро, сыновья и дочери Кроноса и Реи (Зевс с двумя братьями, Посейдоном и Плутоном, и тремя сестрами, Герой, Деметрой и Гестией) находятся в преимуществен ном положении, так как именно они после низвержения Кроноса захватили власть над миром, но их кузены, дети других титанов (как Гелиос или Геката) тоже являются и называются богами. При союзе бога с богиней всегда родится бог, поэтому до сотворения людей в мире рождались только боги и иногда чудовища, а после сотворения людей боги стали порой с ними сходиться, и от таких союзов рождались люди, которых затем изредка принимали в число богов. Тут сразу приходит на ум Геракл, сын Зевса от смертной, вознесенный к Олимпийскому сонму прямо с погребального костра, но такой апофеоз нельзя объяснять только божественным происхождением: герои-полубоги вроде Геракла становились настоящими богами очень редко, а при этом не реже, хотя тоже редко, богами становились люди, рожденные от других людей - так превратилась в морскую богиню Левкотею Ино, тетка Диониса по матери, так был вознесен на Олимп и назначен кравчим богов родич Энея Ганимед, словом, изредка смертный становился богом вне зависимости от того, был ли богом один из его родителей.

Не у всех народов представления о сверхъестественном выражаются в вере в существование богов, но если даже такие представления имеются, отсюда не следует, что управляющие миром сверхъестественные существа похожи на людей - в частности, микенская эпоха, когда в Греции жили греки ахейского племени, писавшие слоговым письмом, впоследствии получившим название "линейного В", и поклонявшиеся Гере, Деметре, Посейдону и так далее, не дает свидетельств, что эти божества имели тогда антропоморфный облик.

Однако у тех греков, которых принято называть греками, то есть у народа, жившего в Греции (а затем и не только) уже после падения микенской цивилизации, - так вот, у этих "настоящих" греков боги были очень похожи на людей, что уже в глубокой древности давало повод самим грекам (например, философу Ксенофану) умозаключать, будто люди придумали себе богов по собственному подобию; позднее к той же мысли склонялись и многие новоевропейские ученые. Правда, обычно боги выше и больше людей, они источают свет и благоухание, они несказанно прекрасны, у них не бывает внешних изъянов (хромота Гефеста - заметное исключение, недаром о ее происхождении есть особые мифы), а если у какого-то божества имеются животные черты, например, козлиные ноги, оно находится на периферии пантеона. Но все это не должно сбивать с толку: при человекообразной (антропоморфной) наружности боги обладают совсем не человеческими свойствами.

Боги не подвержены болезням, не стареют, не умирают и не могут быть убиты - отсюда их эпитет "бессмертные", частый синоним слова "боги". Зачинаются и вынашиваются боги так же, как люди, вернее, как все другие млекопитающие, но сведения о сроках их нахождения в материнском чреве различны: скажем, Майя носит Гермеса десять лунных месяцев, как смертная женщина, а Гера носит Тифона целый год, а Афина, судя по всему, находится в голове Зевса и того дольше (см. "Тритогения"). При всем том боги не всегда родятся младенцами, а если и так, почти сразу становятся взрослыми - в их бесконечной жизни то ли вовсе нет места детству и отрочеству (как у рожденной во всеоружии Афины), то ли эти возрасты весьма скоротечны. Боги обладают способностью к врeменным и произвольным изменениям облика: чаще всего, конечно, они предстают людьми какого им угодно пола и возраста (скажем, Афродита является Энею юной красавицей, а Афина Одиссею - пожилым мужчиной), но могут превратиться также в зверя (как побеждающий пиратов Дионис-лев) или в комету (как спешащий в Крису Аполлон). Еще они могут передвигаться по воздуху, и эта их подвижность ограничена лишь договором о разделе владений: подземные боги остаются под землей, потому-то для похищения Персефоны Плутон должен заручиться разрешением Зевса, а боги земные и небесные, даже Олимпийские, к ним не спускаются - кроме Гермеса, которому дозволено передвигаться повсюду.

............................

Вероятно, удачно сотворенный миф как-то помогал осмыслению текущей реальности либо актуального прошлого, но что именно в текущей реальности нужно осмыслять и какое именно прошлое актуально - этого не предскажешь (например, Троянский миф то актуализировался, то лишался актуальности), да и сочинитель руководствуется не только соображениями возможного успеха, но и собственными вкусами и пристрастиями. В предлагаемых очерках по мере сил рассмотрены различные аспекты мифотворческого процесса - далеко не все, тем более что никто и не знает, сколько у этого процесса аспектов. Чтобы сузить поле исследования, я ограничиваюсь мифами об устройстве космоса и прежде всего о богах, но иногда о пространстве и времени или о некоторых природных явлениях.

Остается добавить, что греческими мифами занимались уже сами греки, и на их труды я стараюсь ссылаться сколь можно часто, а вот библиография позднейших и современных исследований заняла бы объем, превосходящий объем этой книжки. Конечно, обойтись вовсе без библиографии нельзя, но я сознательно лимитирую ее работами либо чем-либо важными, либо совсем новыми- эти последние достаточно полно отражают современное состояние исследова ния проблемы и среди них немало диссертаций, в которых библиография по необходимости большая, так что желаю

ISBN 978-5-89059-124-1
Издательство Ивана Лимбаха, 2007

Редактор И. Г. Кравцова
Корректор П. В. Матвеев
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов

Переплет, 472 стр.
УДК 82.01 ББК 84(0)3+83.3(0)3 Р12
Формат 60x841/16 (150х205 мм)
Тираж 1500 экз.

Книгу можно приобрести