110
Рабинович Елена Георгиевна
Мифотворчество классической древности: Hymni Homerici. Мифологические очерки
БОГИ ГРЕЦИИ
(выдержки)
Как еще вы правили вселенной
И забав на легких помочах
Свой народ водили вожделенный,
Чада сказок в творческих ночах,
Ах, пока служили вам открыто,
Был и смысл иной у бытия,
Как венчали храм твой, Афродита,
Лик твой, Аматузия!
Ф. Шиллер. Боги Греции
перевод А. Фета
Едва ли не любой греческий миф, будь он рассказан в стихах или в прозе,
сразу вызывает в памяти читателя и слушателя знакомые имена - Аполлон и
Артемида, Зевс и Гера, Гермес, Гефест, Дионис и прочие. Культура наша
устроена таким образом, что даже совершенно равнодушный к классической
древности вообще и к греческим мифам в частности человек знает о
рождении Афродиты из морской пены и о покровительстве Гермеса ворам и
торговцам: получение подобных сведений сопутствует приобретению не
только книжной премудрости, но и повседневного житейского опыта, ибо
городская и парковая скульптура, рекламные клипы, расхожие газетные
сравнения, школьные учебники, вообще все на свете буквально от рождения
снабжает нас поверхностны ми, но от того не менее верными знаниями о
богах. Читатель, открывший эту книгу, почти наверняка знает больше, чем
нельзя не знать, а кое-что ему предстоит узнать, однако начать следует
с по возможности краткого рассказа о богах- кто они и каковы.
Богами называются как титаны, дети Урана и Геи, так и их потомки - не
только дети, но также внуки и правнуки. Из детей титанов шестеро,
сыновья и дочери Кроноса и Реи (Зевс с двумя братьями, Посейдоном и
Плутоном, и тремя сестрами, Герой, Деметрой и Гестией) находятся в
преимуществен ном положении, так как именно они после низвержения
Кроноса захватили власть над миром, но их кузены, дети других титанов
(как Гелиос или Геката) тоже являются и называются богами. При союзе
бога с богиней всегда родится бог, поэтому до сотворения людей в мире
рождались только боги и иногда чудовища, а после сотворения людей боги
стали порой с ними сходиться, и от таких союзов рождались люди, которых
затем изредка принимали в число богов. Тут сразу приходит на ум Геракл,
сын Зевса от смертной, вознесенный к Олимпийскому сонму прямо с
погребального костра, но такой апофеоз нельзя объяснять только
божественным происхождением: герои-полубоги вроде Геракла становились
настоящими богами очень редко, а при этом не реже, хотя тоже редко,
богами становились люди, рожденные от других людей - так превратилась в
морскую богиню Левкотею Ино, тетка Диониса по матери, так был вознесен
на Олимп и назначен кравчим богов родич Энея Ганимед, словом, изредка
смертный становился богом вне зависимости от того, был ли богом один из
его родителей.
Не у всех народов представления о сверхъестественном выражаются в вере
в существование богов, но если даже такие представления имеются, отсюда
не следует, что управляющие миром сверхъестественные существа похожи на
людей - в частности, микенская эпоха, когда в Греции жили греки
ахейского племени, писавшие слоговым письмом, впоследствии получившим
название "линейного В", и поклонявшиеся Гере, Деметре, Посейдону и так
далее, не дает свидетельств, что эти божества имели тогда
антропоморфный облик.
Однако у тех греков, которых принято называть греками, то есть у
народа, жившего в Греции (а затем и не только) уже после падения
микенской цивилизации, - так вот, у этих "настоящих" греков боги были
очень похожи на людей, что уже в глубокой древности давало повод самим
грекам (например, философу Ксенофану) умозаключать, будто люди
придумали себе богов по собственному подобию; позднее к той же мысли
склонялись и многие новоевропейские ученые. Правда, обычно боги выше и
больше людей, они источают свет и благоухание, они несказанно
прекрасны, у них не бывает внешних изъянов (хромота Гефеста - заметное
исключение, недаром о ее происхождении есть особые мифы), а если у
какого-то божества имеются животные черты, например, козлиные ноги, оно
находится на периферии пантеона. Но все это не должно сбивать с толку:
при человекообразной (антропоморфной) наружности боги обладают совсем
не человеческими свойствами.
Боги не подвержены болезням, не стареют, не умирают и не могут быть
убиты - отсюда их эпитет "бессмертные", частый синоним слова "боги".
Зачинаются и вынашиваются боги так же, как люди, вернее, как все другие
млекопитающие, но сведения о сроках их нахождения в материнском чреве
различны: скажем, Майя носит Гермеса десять лунных месяцев, как
смертная женщина, а Гера носит Тифона целый год, а Афина, судя по
всему, находится в голове Зевса и того дольше (см. "Тритогения"). При
всем том боги не всегда родятся младенцами, а если и так, почти сразу
становятся взрослыми - в их бесконечной жизни то ли вовсе нет места
детству и отрочеству (как у рожденной во всеоружии Афины), то ли эти
возрасты весьма скоротечны. Боги обладают способностью к врeменным и
произвольным изменениям облика: чаще всего, конечно, они предстают
людьми какого им угодно пола и возраста (скажем, Афродита является Энею
юной красавицей, а Афина Одиссею - пожилым мужчиной), но могут
превратиться также в зверя (как побеждающий пиратов Дионис-лев) или в
комету (как спешащий в Крису Аполлон). Еще они могут передвигаться по
воздуху, и эта их подвижность ограничена лишь договором о разделе
владений: подземные боги остаются под землей, потому-то для похищения
Персефоны Плутон должен заручиться разрешением Зевса, а боги земные и
небесные, даже Олимпийские, к ним не спускаются - кроме Гермеса,
которому дозволено передвигаться повсюду.
............................
Вероятно, удачно сотворенный миф как-то помогал осмыслению текущей
реальности либо актуального прошлого, но что именно в текущей
реальности нужно осмыслять и какое именно прошлое актуально - этого не
предскажешь (например, Троянский миф то актуализировался, то лишался
актуальности), да и сочинитель руководствуется не только соображениями
возможного успеха, но и собственными вкусами и пристрастиями. В
предлагаемых очерках по мере сил рассмотрены различные аспекты
мифотворческого процесса - далеко не все, тем более что никто и не
знает, сколько у этого процесса аспектов. Чтобы сузить поле
исследования, я ограничиваюсь мифами об устройстве космоса и прежде
всего о богах, но иногда о пространстве и времени или о некоторых
природных явлениях.
Остается добавить, что греческими мифами занимались уже сами греки, и
на их труды я стараюсь ссылаться сколь можно часто, а вот библиография
позднейших и современных исследований заняла бы объем, превосходящий
объем этой книжки. Конечно, обойтись вовсе без библиографии нельзя, но
я сознательно лимитирую ее работами либо чем-либо важными, либо совсем
новыми- эти последние достаточно полно отражают современное состояние
исследова ния проблемы и среди них немало диссертаций, в которых
библиография по необходимости большая, так что желаю
Издательство Ивана Лимбаха, 2007
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор П. В. Матвеев
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов
Переплет, 472 стр.
УДК 82.01 ББК 84(0)3+83.3(0)3 Р12
Формат 60x841/16 (150х205 мм)
Тираж 1500 экз.
Книгу можно приобрести