110
Рабинович Елена Георгиевна
Мифотворчество классической древности: Hymni Homerici. Мифологические очерки
АТЛАНТИДА
Рассказ Платона об Атлантиде всегда вызывал к себе двойственное
отношение: почти все ему верили и лишь немногие с самого начала
воспринимали как поэтический вымысел в том смысле, что "кто ее создал,
тот и утопил" (Strab. Geogr. II. 3. 6). И верно, назидательный смысл
других платоновских мифов понятен прежде всего потому, что сам Платон
сопровождает каждый миф моральным или иным назиданием, а предание об
Атлантиде при всей его пространности никаким назиданием не
сопровождается, более того, в явном виде его не содержит. Отсюда
распространенное до настоящего времени убеждение, что предание об
Атлантиде вообще не является мифом и что это вполне реальная, пусть в
известной мере поэтизированная история: Атлантида действительно
существовала и кто-то рассказал о ней Платону, а Платон всем остальным.
Отсюда же и естественное желание отыскать остатки чудесного острова или
(лучше) весь остров. Литература об Атлантиде огромна, но по меньшей
мере на девять десятых состоит из попыток угадать местоположение
царства атлантов и/или отождествить с ним какую-то (почти любую)
географическую область, будь то остров в Эгейском море либо - в одной
из самых лихих и самых недавних гипотез - Чукотка. Филологи и историки
философии обычно относятся к подобным гипотезам в лучшем случае
критически, как к не совсем невинному заблуждению, а в худшем - как к
невежеству или умопомешательству; под "лучшим случаем" следует понимать
попытки опознать в качестве остатков Атлантиды тот или иной
археологический объект древнего Средиземноморья (этим нередко грешат
археологи), под "худшим" - обретение Атлантиды на кончике пера, то есть
где угодно (этим преимущественно грешат те, кто Платона либо не читал,
либо читал не подряд, либо - чаще всего - довольство вался брошюрами
типа "Что мы знаем об Атлантиде"). Здесь придется сделать отступление,
в статье с названием "Атлантида" едва ли не неизбежное.
Всякий классический филолог впервые слышит просьбу рассказать об
Атлантиде уже в ту пору, когда еще только готовится стать классическим
филологом и едва успел прочитать Платона; позднее слышать этот вопрос
приходится регулярно, и даже на ученые доклады, в названии которых
неважно почему значится слово "Атлантида", непременно прорываются
искатели легендарного острова, чтобы задать всё тот же вопрос и
получить всё тот же ответ. Я не была исключением и много раз отвечала,
что Атлантида - миф, пока не призадумалась, стоит ли полностью
списывать общее мнение в невежество: как бы там ни было, поискам больше
двух тысяч лет, рассказ об Атлантиде и вправду не совсем такой, как
другие платоновские мифы, и простой ответ теперь не совсем
удовлетворяет даже меня. Притом история науки свидетельствует, что если
какое-то явление век за веком будоражит человеческое любопытство,
полезнее идти вслед любопытству, а не вслед готовому ответу, - вдруг
что-нибудь найдется. Словом, если люди верят, что за преданием об
Атлантиде кроется не только поэзия и философия, но и некая (неважно
какая) историческая реальность, почему бы наконец не посмотреть, не
кроется ли она там на самом деле.
Краеугольным камнем проблемы является, конечно, вопрос о достоверности
сообщенного Платоном предания, потому что все дошедшие до нас сведения
об Атлантиде либо содержатся в "Тимее" и "Критии", либо к ним восходят.
Этот вопрос полезнее будет сформулировать несколько иначе, а именно
"намеревался ли Платон убедить читателей в существовании Атлантиды?",
так как если он подобных намерений не имел, ни одна точка земного шара
не будет платоновской Атлантидой - а другой мы не знаем, несмотря на
упоминавшиеся несчетные попытки отождествить с Атлантидой
географические объекты, не соответствующие описанию большого острова за
Геракловыми столпами, населенного могучим народом и погибшего за девять
тысяч лет до Солона. Исправить это описание в сторону достоверности
нельзя, ибо неизвестно, в какой стороне находится достоверность, так
что далее речь пойдет только об этой - "настоящей" - Атлантиде, о
которой в "Тимее" рассказано от начала до конца, зато кратко, а в
"Критии" подробно, зато с обрывом на самом интересном месте.
Здесь пора напомнить, что Атлантида - не единствен ная могучая держава
древности, так как цари Атлантиды вели не слишком успешную войну с не
уступавшими им силой предками афинян (Tim. 25abc). Никакими
археологически ми свидетельствами существование допотопных Афин не
подтверждается, а попытки как-то ассоциировать их с до-греческой
(минойской) цивилизацией так омолаживают Атлантиду, что проблема теряет
смысл - все-таки Атлантида по определению не должна быть моложе Египта.
Вероятно, именно поэтому в большинстве атлантологических изысканий о
предках афинян обычно упоминается более или менее вскользь, но коль
скоро существование Атлантиды тоже не имеет достоверного подтверждения,
навряд ли есть смысл укорачивать рассказ Платона на основании столь
по-разному толкуемого отсутствия археологических данных - хотя отчасти
дело тут и в том, что о допотопных афинянах даже в "Критии" рассказано
относительно кратко, а об Атлантиде пространно. "Критий", однако,
декларирован как подробное изложение сказанного в "Тимее", который в
сюжетном отношении полнее пространного, но неполного повествования
"Крития", так что главным источником сведений об Атлантиде придется все
же признать "Тимея" - недаром в огромном In Timaeum Прокла, вся первая
книга которого посвящена Атлантиде и изобилует ссылками на более ранних
комментаторов (Лонгина, Порфирия и др.), "Критий" используется лишь как
вспомогательный текст. И верно: в "Тимее" Критий обещает рассказать об
Атлантиде подробнее и затем исполняет обещание, а значит, рассказ его
является иллюстрацией к "Тимею" - а в "Тимее" история Атлантиды может
быть понята лишь в контексте всего диалога.
В "Тимее" обсуждаются самые общие закономерности гармонически
устроенного мироздания, описываемого, как водится, отчасти в
мифологических категориях. Главный оратор диалога - не Сократ, а
пифагореец Тимей, тоже вполне реальное лицо, поэтому Прокл
предполагает, что Платон здесь мог пользовался каким-то имевшимся у
него сочинением Тимея (In Tim. 13b), что вполне правдоподобно, так как
Платон интересовался пифагорейским учением и добывал, где мог,
написанные пифагорейцами книги, - в общем, ясно, что ближайшим
контекстом предания об Атлантиде является пифагорейская космология.
Диалоги Платона, как известно, всегда воспроизводят некую конкретную
(вымышленную) беседу, и собеседники "Тимея" встречаются у Крития через
два дня после того, как там же, в несколько более многочисленном
обществе, велась беседа, описанная в "Государстве",- и рассказ Крития
об Атлантиде прямо указывает на "Государство", так как он говорит, что
воевавшие с Атлантидой допотопные афиняне жили по законам, о которых
давеча говорил Сократ (Tim. 26cd), а значит, политическая теория
"Государства" тоже декларирована как контекст рассказа об Атлантиде.
Кроме этих двух контекстов есть и третий: Критий пересказывает гостям
то, что якобы узнал от своего деда на празднике Куреотис, и истинность
этого рассказа подкрепляется авторитетом Солона (Tim. 21b).
Добросовестный Прокл объясняет, что на празднике Куреотис (буквально
"отроческом") детей записывали в отцовскую фратрию, а подростков,
записанных во фратрию ранее, приводили показаться старикам и
продемонстрировать успехи в учении - как и во все времена, эта
демонстрация состояла главным образом в чтении стихов наизусть (In Tim.
27ef). Очевидно, что Куреотис был одним из этапов многоступенчатой
гражданской инициации, завершавшейся для юных афинян двухлетней военной
службой, и столь же очевидно, что Критий узнает об Атлантиде в том
возрасте и в тех обстоятельствах, когда детей обучают священной
истории, - а значит, сам Платон помещает предание об Атлантиде в
мифологический контекст, сразу придавая ему присущую мифу
авторитетность, но вместе с тем относя к неверифицируемому прошлому.
.......................................
Издательство Ивана Лимбаха, 2007
Редактор И. Г. Кравцова
Корректор П. В. Матвеев
Компьютерная верстка: Н. Ю. Травкин
Дизайн: Н. А. Теплов
Переплет, 472 стр.
УДК 82.01 ББК 84(0)3+83.3(0)3 Р12
Формат 60x841/16 (150х205 мм)
Тираж 1500 экз.
Книгу можно приобрести